Положительные внешние эффекты и антимонопольное регулирование

…возможно предложить ввести презумпцию допустимости в отношении соглашений, положительные эффекты от которых носят характер общественных благ. По логике решения подобная мера схожа с обязательством антимонопольных органов в первую очередь защищать благосостояние потребителей, а не всего общества: положительные эффекты, носящие характер общественных благ, заведомо будут недооценены национальными регуляторами при принятии решения о допустимости соглашения о совместной деятельности. Таким образом, признание таких соглашений допустимыми «по умолчанию» создаст для них более благоприятный режим, который поможет смягчить перекос в сторону ошибок I рода.

Дополнительным преимуществом выбора критерия характера эффекта (обладает ли он характеристиками общественного блага или нет) вместо критерия характера соглашения (экологическое или нет) является то, что подобный критерий распространялся бы не только на экологические соглашения, но и на иные, если бы нашлись соглашения, эффекты от которых обладали бы схожими характеристиками.

Если рассмотреть вопрос эффектов, возникающих за пределами экологии, то еще одной релевантной классификацией может стать применение типологии благ с точки зрения издержек оценивания их качества (подразделение на исследуемые, опытные и доверительные блага). В случае если речь идет о том, что соглашение о совместной деятельности должно быть одобрено предварительно, до его вступления в силу и непосредственной реализации, то могут возникнуть проблемы с монетизацией эффектов, которые представляют собой не исследуемые, а опытные и тем более доверительные блага. В случае необходимости учета их ценности речь может идти лишь об использовании некоторых прокси для оценки реальных эффектов, поскольку рассчитать их напрямую не получится, исходя из самого характера блага. В текущий момент европейский и американский подходы говорят о том, что при оценке практик на допустимость учету подлежат только те выгоды, которые принципиально могут быть оценены. В этом смысле значимым признается то, что измеримо, а то, что неизмеримо, — незначимо. Таково ограничение, ослабление которого возможно посредством совершенствования методов количественного анализа экономических эффектов соглашений между участниками рынка.

Источник: Павлова Н. С., Баулина А. А., Шаститко А. Е. Защита конкуренции и устойчивое развитие: источники противоречий и возможности гармонизации // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 2, 2016, C. 45-70 Антимонопольная политика и экологические факторы Антимонопольная политика и интересы потребителей Затрагиваемые потребители и антимонопольная политика: проблемы определения Антимонопольная политика и банковский сектор: аргументы «за» Торговля России со странами Азии Виды политических культур по степени ориентированности граждан на политическую систему Гражданская культура как вариант политической системы Межрегиональные различия в покупательной способности рубля и процентная ставка Вмешательство ТНК в политику

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *