Оценка эффективности бюджетных расходов: основные индикаторы

Построение оценок эффективности бюджетных расходов и их влияния на экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе — непростая задача. Оригинальный подход к оценке результативности и эффективности деятельности сектора государственного управления предложен в работе экспертов Европейского центрального банка. Предлагается использовать интегральный индекс результативности, который состоит из семи индикаторов деятельности бюджетного сектора, характеризующих эффективность бюджетных затрат по определенным видам расходов и приведенным выше основным функциям бюджетного сектора в средне- и долгосрочной перспективе. Первые четыре индикатора отражают результаты бюджетных расходов на управление, образование, здравоохранение и транспортную инфраструктуру. Выбор этих расходов обусловлен тем, что существуют показатели (результаты), которые формируются под их влиянием. Хорошо функционирующая система управления обеспечивает эффективную защиту прав собственности и исполнение законов, наличие образованного и здорового населения, что свидетельствует об успешном функционировании экономики. Этим же целям способствует развитая транспортная инфраструктура. Три последних индикатора отражают функции бюджетного сектора экономики, выделенные Масгрейвом. Речь идет о функциях распределения общественных благ, перераспределения доходов и стабилизационной функции.

Разделение индикаторов по семи направлениям в определенном смысле искусственное. В частности, индикаторы, характеризующие функционирование образования и здравоохранения, одновременно отражают эффективность распределения общественных благ. Но, несмотря на взаимозависимость, они затрагивают разные аспекты функционирования экономики и общества и дополняют друг друга. Все семь индикаторов используются для расчета интегрального показателя результативности бюджетного сектора экономики. Индикаторы результативности бюджетных расходов по перечисленным направлениям и исполнению основных государственных функций представлены в таблице 1.

Таблица 1
Индикаторы результативности бюджетных расходов

Как следует из таблицы 1, показатель результативности расходов на управление формируется в виде среднего из четырех показателей: уровня коррупции, показателя избыточности регулирования, качества судебной системы и доли теневой экономики. Источником первых трех показателей служит Доклад по конкурентоспособности за различные годы (World Competitiveness Report), выпускаемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ, World Economic Forum). Источник показателя доли теневой экономики — специальные исследования (см.: Schneider, 2002). Расходы на образование и здравоохранение характеризуются двумя показателями, используются индикаторы Всемирного банка (World Bank, 2016). Наконец, расходы на инфраструктуру оцениваются на основе одного показателя — качество инфраструктуры (в настоящее время приводится ВЭФ).

Что касается индикаторов, вытекающих из функций публичного сектора, функция распределения доходов оценивается на основе доли 40% наиболее бедных домохозяйств в суммарных доходах. Исполнение стабилизационной функции характеризуют стабильность экономического роста (коэффициент вариации темпов роста ВВП) и средние (за десятилетний период) индексы инфляции. Наконец, результативность распределения общественных благ оценивается на основе ВВП на душу населения, среднего за десять лет показателя экономического роста и показателя безработицы. Источником этих данных в нашей работе выступают индикаторы Всемирного банка. Разумеется, показатели, связанные с оценкой качества исполнения функций бюджетного сектора, формируются под влиянием не только бюджетной, но и денежно-кредитной политики, качества бизнес-климата в стране; показатель ВВП на душу населения -результат экономического развития за длительный период. Тем не менее эти показатели дают общую оценку проводимой бюджетной политики.

Интегральный показатель результативности складывается из семи компонент. В свою очередь, большинство слагаемых интегрального индекса также формируются на основе нескольких компонент. Отметим, что ряд выбранных показателей отражает результаты скорее регулятивной, чем расходной, деятельности публичного сектора. Другие показатели частично связаны с расходами правительства; результаты по здравоохранению зависят не только от государственных, но и от частных расходов.

При расчете интегрального показателя результативности отдельным компонентам придаются равные веса (этот подход можно пересмотреть при наличии разумных гипотез о сравнительной важности отобранных показателей результативности). Если более высокие показатели характеризуют ухудшение ситуации, то используются их обратные значения (например, в случае показателей детской смертности или инфляции). Все показатели сравниваются по выбранной группе стран. Чтобы сделать сравнение более наглядным, выбранные показатели нормируются по среднему значению для этой группы. Отметим, что сравнительные результаты для каждой страны при таком подходе будут зависеть от выбранной для расчетов группы стран.

Источник: Акиндинова Н., Чернявский А., Авдеева Д. Результативность бюджетных расходов в России и странах ОЭСР // Вопросы экономики, № 2, Февраль 2017, C. 30-61 Рекапитализация банков государством: основные проблемы Государственной сектор и прибыль НЭП как синтез плановой экономики и рыночного механизма Проблема оценки государственной экономической политики Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации России Меры по развитию нефтяной отрасли России Необходимость в научной обоснованности экономической политики государства Задачи стратегии ​»Фарма-2020″ Почему нельзя запрещать производство ламп накаливания

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *