Производительные и непроизводительные бюджетные расходы

Если рассматривать влияние фискальной политики на экономический рост в долгосрочном аспекте (или на потенциальный рост), то бюджетные расходы можно разделить на производительные (productive) и непроизводительные (unproductive). Под первыми обычно понимают государственные расходы, которые воздействуют на экономический рост через увеличение физического и человеческого капитала и (или) совокупной факторной производительности. В соответствии с таким определением к производительным следует отнести расходы на образование и здравоохранение (способствуют увеличению человеческого капитала), на научные исследования и разработки (ведут к росту совокупной факторной производительности), в дорожную и энергетическую инфраструктуру (ведут к росту физического капитала). Виды бюджетных расходов, слабо или совсем не связанные с увеличением факторов или совокупной факторной производительности, считаются непроизводительными.

В работе: Gupta et al., 1996, непроизводительными предлагается считать неэффективные расходы, то есть расходы по государственным программам, позитивный эффект от которых может быть достигнут при меньших затратах. В данной работе также отмечается, что результаты эмпирических исследований не дают однозначного ответа на вопрос, как объем и структура расходов влияют на экономический рост в среднесрочной перспективе (в краткосрочной увеличение государственных расходов приводит к ускорению экономического роста в конкретном году, но для достижения такого же эффекта в будущем году бюджетное стимулирование придется увеличивать; отсюда ограниченность этого инструмента экономической политики).

Источник: Акиндинова Н., Чернявский А., Авдеева Д. Результативность бюджетных расходов в России и странах ОЭСР // Вопросы экономики, № 2, Февраль 2017, C. 30-61 Оценка эффективности бюджетных расходов: основные индикаторы Специфика федерального бюджета России 2016 года Схемы трехлетнего бюджетного планирования Деформация планового начала в бюджетном процессе РФ Динамика доходов региональных бюджетов в 2008-2015 гг. Виды ​межбюджетных трансфертов Динамика поступления субвенций в бюджеты субъектов РФ Недостатки проектов федерального бюджета, имеющих трехлетний формат Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета в 2012 — 2019 гг. (трлн. руб.)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *