Затрагиваемые потребители и антимонопольная политика: проблемы определения

Так, на первый взгляд кажется логичным, что сопоставляемые положительные и отрицательные эффекты должны относиться к затрагиваемому рынку, на котором и заключается соглашение между конкурентами. Но как раз в случае возникновения экстерналий эффект от соглашения могут ощутить на себе агенты, не являющиеся потребителями или производителями на затрагиваемом рынке, — т.е. эффекты могут возникнуть на других рынках, не связанных с затрагиваемым. В первом приближении, из формулировки европейской законодательной нормы вытекает, что если положительные эффекты возникают на рынке, не связанном с затрагиваемым, то они не будут учтены в анализе и противопоставлены негативным эффектам, возникающим на затрагиваемом рынке вследствие ограничения конкуренции. Исключение может составить случай, когда положительные и отрицательные эффекты возникают на разных рынках, но так или иначе затрагивают приблизительно одних и тех же потребителей.

При этом из текста европейского Руководства по оценке горизонтальных соглашений между конкурентами следует, что некоторые эффекты, не связанные с конкуренцией, могут и должны быть приняты во внимание в ходе анализа. Речь идет о целях, провозглашаемых в Договоре о ЕС. Они включают эффекты для окружающей среды (статья 11 Договора), защиту занятости (статья 147), культурное разнообразие (статья 167), защиту потребителей (статься 169), а также экономическое и социальное единство (статья 175) [Rosenboom, 2013].

Из вышеизложенного следует, что для корректной оценки допустимости соглашений оптимальным был бы анализ их влияния на общественное благосостояние, а не на положение потребителей, поскольку именно анализ благосостояния позволил бы учесть все типы вышеперечисленных эффектов, а также влияние на все релевантные группы потребителей (включая будущих потребителей).

Подобный подход потребует пересмотра позиции в отношении определения затрагиваемых потребителей. Фактически эта категория может быть расширена путем включения не только потребителей на затрагиваемом рынке, но и других потребителей. При этом понятно, что речь не идет о принятии во внимание абсолютно всех: круг потребителей, которых следует учитывать в анализе, должен быть ограничен теми, кто является «потребителем» внешних эффектов от соглашения.

Источник: Павлова Н. С., Баулина А. А., Шаститко А. Е. Защита конкуренции и устойчивое развитие: источники противоречий и возможности гармонизации // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 2, 2016, C. 45-70 Антимонопольная политика и экологические факторы Антимонопольная политика и интересы потребителей Положительные внешние эффекты и антимонопольное регулирование Антимонопольная политика и банковский сектор: аргументы «за» Виды политических культур по степени ориентированности граждан на политическую систему Гражданская культура как вариант политической системы Межрегиональные различия в покупательной способности рубля и процентная ставка Вмешательство ТНК в политику Влияние IT-компаний на политику

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *