Ненаблюдаемая информация: базовая модель

Ключевая сложность, с которой имеет дело экономист-исследователь, состоит в том, что очень часто информация распределена несимметрично между двумя сторонами взаимодействия. Для простоты можно считать, что одна сторона обладает какой-то информацией, а другая — нет. Примеры такой информации: информация продавца о качестве товара, покупателя — о его желаниях или возможностях заплатить, работника — о своих способностях или знаниях, инвестора — о рискованности проекта, менеджера — о возможности присвоить часть денежных потоков фирмы, партнера — о возможности реализовать другой проект на стороне. Во всех этих ситуациях, чтобы понять или предсказать поведение участников и результат взаимодействия, необходимо учитывать, что наличие асимметричной информации создает стимулы для стратегических действий у обоих участников. Покупатель хочет скрыть информацию о том, сколько он готов максимально заплатить за товар; продавец не знает, сколько готов заплатить покупатель, но понимает, что у того есть стимулы скрывать эту информацию.

Исторически базовые модели ситуаций с ненаблюдаемой информацией делят на два класса: сигнализирование и скрининг. При сигнализировании субъект, обладающий информацией, действует первым и своим действием раскрывает часть своей информации. В зависимости от своей целевой функции и технологических возможностей такой субъект может предпочитать ее скрыть или, наоборот, раскрыть. Например, продавец подержанного автомобиля может предоставить гарантию покупателю, тем самым показывая, что автомобиль высокого качества. Предлагая гарантию, продавец посылает сигнал о качестве автомобиля, ведь продавец автомобиля низкого качества не захотел бы такую гарантию предоставлять.

При скрининге ситуация обратная: первым действует субъект, не обладающий информацией. Однако такой субъект может предложить механизм взаимодействия, или меню выбора, в результате которого информация, имеющаяся у его контрагента, будет учтена. Например, страховая компания предлагает условия страховки автомобиля, а любой автовладелец может прийти и приобрести ее. При этом понятно, что тех, кому страховка нужнее всего — водителей, сталкивающихся с повышенным риском, страховая компания меньше всего хотела бы видеть своим клиентом. На экономическом жаргоне подобные ситуации еще называются неблагоприятным отбором (adverse selection). Экономисты в страховых компаниях тратят немало сил на разработку контрактов, которые позволяют смягчать для компании последствия неблагоприятного отбора.

Экономический механизм, лежащий в основе ситуаций скрининга, используется в разных ситуациях. Например, если университет заинтересован в найме ученых высокого уровня и только такие ученые могут публиковать свои работы в лучших журналах, то университет может предложить на выбор два типа контрактов: фиксированную годовую зарплату среднего уровня без бонусов и низкую зарплату с огромным бонусом за каждую публикацию в журналах высокого уровня. Ученые высокого уровня скорее согласятся на второй вариант, а другие — на первый.

Источник: Измалков C., Сонин К. Основы теории контрактов (Нобелевская премия по экономике 2016 года — Оливер Харт и Бенгт Хольмстрем) // Вопросы экономики, № 1, Январь 2017, C. 5-21 Ненаблюдаемые действия Асимметрия информации и государственное управление Что такое неполный контракт Теория распределения прав собственности: пример Создание общественных благ с точки зрения теории общественного выбора Критика экономической теории Почему в СССР было хорошее экономическое образование? Что такое квалиметрия? Что такое менеджериализм?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *