Мировой опыт поддержки НИОКР малого бизнеса

На современном этапе в эпоху «экономики знаний и интеллекта» в мировой практике четко обозначился курс на содействие НИОКР-активности малого и среднего бизнеса (МСБ) как важнейшей движущей силы не только роста и генерирования занятости, но и НТП и улучшения качества жизни в целом.

Тем не менее сами схемы поддержки ограничиваются преимущественно предоставлением финансовых ресурсов, по большей части посредством венчурного капитала. По такому принципу выстроены механизмы финансирования НИОКР МСБ в Канаде (с 1980 г.), а также в странах ЕС, где действуют Европейский инвестиционный фонд (с 1994 г.) и Европейская ассоциация частного и венчурного капитала (1980 г.). Примечательно, что специальные целевые программы вспомоществования перспективным в плане разработок МСБ на пространстве ЕС запущены лишь в Скандинавских странах: в Финляндии (исключительно финансирование), Норвегии (содействие экспортной деятельности и укреплению позиций на внутреннем рынке по отношению к зарубежным конкурентам), Дании (интенсивные бизнес-курсы для вновь созданных МСБ).

Израиль же, известный масштабами и эффективностью венчурного финансирования, во главу угла ставит бизнес-инкубаторы, которые в рамках программы Hamamot (с 1991 г.) обеспечивают МСБ помещениями, средствами, технической помощью и консультированием.

У других технологических лидеров мирового хозяйства — США и Японии -в принципе нет специальных целевых программ поддержки инновационных МСБ. Так, в США на государственную поддержку могут рассчитывать только МСБ, чьи разработки выполняются в рамках контрактов на поставку продукции органам федерального правительства. В Японии поддержка оказывается уже по факту — под готовые к коммерциализации результаты НИОКР выделяются субсидии, подыскиваются заказчики, оказывается административно-техническое содействие при патентовании разработок. Этим и обусловлена низкая продуктивность схемы: заявки от субъектов весьма немногочисленны, лишь четверть показателя США, в связи с чем незначительно и финансирование — на эти цели выделяется лишь 25% объема инвестируемых бюджетом средств.

Источник: Абдурасулова Дж. Поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: мировой опыт и корейская специфика // Экономист, № 1, Январь 2017, C. 85-95 Планирование НИОКР малого бизнеса в Южной Корее Элементы системы поддержки инновационного малого бизнеса Инновационная деятельность в российских вузах: результаты мониторинга 2016 г. Проблемы поддержки НИОКР государством Техническое задание как этап НИОКР Патентная активность как индикатор состояния научной деятельности Недостаток использования патентов, как показателя инновационной активности Виды эффектов от инноваций Группы показателей эффективности НИОКР в бюджетной сфере

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *