Опережающее обучение, как путь повышения качества профессионального образования

Проблема повышения качества образования может быть рассмотрена через ее основные составляющие: оптимизацию сети образовательных учреждений, совершенствование инфраструктуры (лабораторная, библиотечная базы, аудиторные помещения, общежития), улучшение (пополнение, омоложение) кадрового потенциала системы образования, повышение уровня подготовки абитуриентов системы профессионального образования, повышение качества обучения в системе профессионального образования (совершенствование образовательных программ, контроль посещаемости, стимулирование самостоятельной работы студентов, внеаудиторной активности), дальнейшую интеграцию образования и науки, расширение сотрудничества субъектов системы образования и бизнес-структур, профессиональные сообщества и организации.

Ключевой вопрос улучшения качества подготовки специалистов — увеличение расходов на профессиональное, общее и специальное образование. Государственные обязательства по подготовке специалистов должны реализовываться в полном объеме, что позволит государству сохранить традиционный инструмент своего влияния в сфере образования. Другие формы государственной поддержки (например, государственные гарантии, образовательные кредиты) могут дополнять, но не подменять эти обязательства.

Важно повысить роль государства в развитии системы дополнительного профессионального образования. Экономически активное население нуждается в регулярном повышении квалификации, однако учреждения дополнительного профессионального образования в нынешнем состоянии неспособны удовлетворить спрос на свои услуги ни в количественном, ни в качественном плане. С другой стороны, качественные услуги дополнительного профессионального образования определенной категории граждан недоступны по финансовым причинам.

Одним из актуальных инструментов повышения квалификации рабочих в рамках ситуационного подхода и научного управления может являться опережающее профессиональное обучение, представляющее собой профессиональную подготовку, переподготовку, освоение второй (смежной) профессии, стажировку и повышение квалификации работников, осуществляемые заблаговременно, до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем.

Это обеспечивается путем направления на обучение и стажировку работников организаций, вводящих режим неполной занятости и планирующих увольнение работников, а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами. Таким образом, устанавливается гарантированное обеспечение занятости работников в организации по прежнему месту работы или в другой организации, в том числе в инновационных сферах деятельности.

Опережающее обучение осуществляется по очной, очно-заочной (вечерней), дистанционной формам обучения на базе образовательных учреждений (организаций), имеющих соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности. Обучение может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. Средняя продолжительность опережающего обучения составляет 3 месяца. Работники организаций могут пройти опережающее обучение с последующей стажировкой на рабочем месте.

Стажировка осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям (специальностям). Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана. При организации стажировки для каждого слушателя предусматривается составление индивидуальной программы, подготовленной исходя из ее целей специалистами организации или учебного заведения, где она проводится. Средняя продолжительность стажировки составляет 3 месяца.

Источник: Разумова Т., Черных Е. Взгляд на профессиональное обучение рабочего класса с позиции разных научных школ // Экономист, № 1, Январь 2017, C. 71-84 Кого можно отнести к рабочему классу Негативные тенденции в сфере профессионально-техническог образования Проблемы обучения рабочих в России Сколько рабочих в России: численность и структура Сомнительная польза от дополнительного образования Почему в СССР было хорошее экономическое образование? «Старый» и «новый» средний класс в России Критерии определения среднего класса Марксизм и средний класс

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *