Методологический дуализм

Предлагаемый нами подход к изучению и объяснению жизнедеятельности людей в обществе ставит под сомнение сам принцип всеобъемлющего и безраздельного индивидуализма, который изначально является методологически ошибочным. Порочность методологического индивидуализма состоит в том, что во внимание принимается и абсолютизируется лишь одна, эгоистическая, сторона человеческой сущности, но совсем не учитывается вторая ее сторона -присущий человеку коллективизм, т.е. желание и умение жить в социуме.

Названием этого методологического подхода мог бы стать «методологический дуализм» как антипод одностороннему индивидуализму и как отражение двойственной природы человека. Индивидуализм и коллективизм свойственны человеку во всех проявлениях его жизнедеятельности. Но в разных сферах может преобладать одно из этих двух сущностных свойств. В рыночных отношениях на передний план выходит индивидуалистическая сущность человека как производителя, торговца, покупателя и потребителя. При организации же общественной жизни во всех ее проявлениях первичным становится коллективизм. Общественные интересы заставляют также вмешиваться в изначально стихийные рыночные отношения, которые регулируются государством в пользу самих людей, страдающих от естественного монополизма и других неурядиц на рынке вплоть до периодических кризисов.

Методологический дуализм в уже изложенном понимании важен не только для экономических, но и других общественных наук, изучающих человеческие отношения в разных сферах жизни социума. Там также проявляется двойственная природа человека, без учета которой нельзя до конца понять ни мотивации отдельной личности в разных обстоятельствах, ни природу и особенности любых общественных институтов.

Отметим, что предлагаемая аксиоматика человеческой сущности отвергает как безудержный индивидуализм, к которому нельзя свести все богатство поведения человека в повседневной жизни, так и всепоглощающий, в особенности насильственный, коллективизм, подчиняющий себе свободную личность. Реально имеет место сочетание этих двух начал на всех уровнях (в каждом человеке, в любом социуме, в государстве и обществе в целом), и задача науки состоит в исследовании разных вариантов такого сочетания в тех или иных конкретных условиях.

Научный подход, основанный на методологическом дуализме, позволяет более точно трактовать конкретные вопросы, относящиеся к социальной тематике. Это касается, в частности, проблемы патернализма и управления обществом вообще. Можно согласиться с утверждением, что архаичный патернализм сменился мериторным, а тот перерастает в новый, консоциативный патернализм5. При принятии решений о бюджетных расходах государство может и должно искать способы более полного учета мнений как можно более широких слоев населения и интересов меньшинств в том числе, но следует при этом признать, что в любом случае эти решения будут неизбежно носить субъективный характер, а следовательно, будут далеки от научного оптимума.

Источник: Князев Ю. О методологическом дуализме в общественных науках // Экономист, № 1, Январь 2017, C. 63-70 Индивидуализм и коллективизм в человеческой личности Цель экономической теории: Фридман и «социальные инженеры» Новый патернализм и поведенческая экономика Теория поведенческих финансов: история развития Приоритеты современной молодежи В ходе исследования был составлен список основных ценностей, которые студенческая молодежь оценивает как самые важные, влияющие на выбор и другие формы потребительского поведения. Причины рационального поведения людей Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Коллективистское начало в человеке Теория ограниченного арбитража и теория настроения инвесторов

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *