Индивидуализм и коллективизм в человеческой личности

Наличие общественной стороны человеческой сущности наряду с индивидуальной доказывается всем ходом истории, самим фактом объединения людей в разные социумы, их длительного существования и поступательной эволюции. Но в отличие от инстинктивного индивидуализма, данного человеку от рождения, разумный коллективизм воспитывается в нем в процессе пребывания в обществе.

Сколь бы эгоистичным ни казался конкретный человек, он с самого своего рождения соглашается с некоторыми (по меньшей мере, пригодными для себя лично) правилами поведения, принятыми в его семье или более широком социуме. Так начинают складываться помимо врожденного эгоизма зачатки коллективизма, необходимого для жизни в обществе. В отличие от всех других животных человек является существом общественным, выживающим и развивающимся только в среде себе подобных. Вне общества люди не могут сохранять свою человеческую сущность и, как показывают реальные жизненные примеры, быстро деградируют и начинают вести себя как животные, среди которых они волею судеб оказываются. Впрочем, элементы коллективизма присущи и большинству животных. Даже в волчьей стае соблюдаются общие правила, в том числе уважение и подчинение вожаку ради всеобщей безопасности и удачной охоты.

В человеке, следовательно, одновременно уживаются две сущности — представителя животного мира с соответствующими врожденными инстинктами и члена человеческого общества с благоприобретенными коллективистскими наклонностями. В результате многовекового пребывания людей в человеческом обществе каждый вновь рождающийся индивид наследует генетическую предрасположенность к жизни в коллективе с действующими в нем правилами общежития.

Два начала человеческой личности — индивидуализм и коллективизм — порождают у нее как индивидуальные, так и общественные интересы. Они генерируются самой природой человека как общественного животного, осознаются отдельными личностями по-разному и сосуществуют в разной пропорции в зависимости от присущих им склонностей.

Индивидуальный интерес — это стремление каждого человека к получению только для себя максимума пользы и к недопущению грозящего ему вреда. Полезно для нормального человека все то, что содействует его продолжительной и высококачественной жизни, а вредно то, что этому мешает. Индивидуальный экономический интерес состоит в обеспечении человеком необходимых условий для его жизни с помощью собственного труда. Частные интересы индивидов реализуются в процессе их свободных взаимоотношений на конкурентной основе. В экономической сфере это происходит посредством рынка, где осуществляется эквивалентный обмен индивидуальными благами (стоимостями). Конкуренция присутствует и при стремлении людей занять более благоприятный социальный статус.

Общественный интерес любого человека состоит в стремлении извлекать пользу от пребывания в том или ином социуме и одновременно защищаться от нанесения вреда со стороны этого социума или отдельных его членов.

Источник: Князев Ю. О методологическом дуализме в общественных науках // Экономист, № 1, Январь 2017, C. 63-70 Коллективистское начало в человеке Методологический дуализм Принцип методологического индивидуализма

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *