Метафоры и экономическая теория

Использование метафоры в качестве метода познания упрощает исследуемую действительность, полому перенесенная организменная метафора не может отразить органически сложную экономическую реальность. С точки зрения политэкономии органичность экономической системы выражается в процессе разрешения своих внутренних противоречии — социальных и диалектических. Следовательно, органичность экономической теории состоит не в том, чтобы привести в ней, поскольку применить невозможно, организменные (биологические) метафоры. А в том, чтобы выявить социальные и диалектические противоречия и найти способы их разрешения.

Метафора как аналогия позволяет ученому, экономя интеллектуальные силы, вместо самостоятельного изучения и осмысления фактов пользоваться другими, уже выведенными кем-то положениями. Оспаривая правомерность многих аналогий, взятых из теорий биологической эволюции, О. И. Сухарев высказывает предположение: «…может оказаться, что фирма не очень хороший аналог организму и перенос на нее модели «индивида», «неделимого» в биологии, — по крайней мере столь прямой и незамысловатый, как у Нельсона и Уинтера, — является, на наш взгляд, ошибкой».

Эксперты отмечают, что понятия биологической эволюционной теории могут служить всего лишь метафорой для экономических исследований. Однако, как мы видели, не все так однозначно в использовании метафор учеными-эволюционистами.

Вопрос в том, осознана ли авторами неадекватность реальности предлагаемых антропоморфных проекций и ограниченность собственных познаний в сложных сферах естественных наук — источнике аналогий, в которых они по объективным причинам не являются специалистами в наше время — время преимущественно узких специалистов. В силу отсутствия у экономистов специальной профессиональной подготовки биологические модели не получают адекватной экономико-теоретической интерпретации. В результате сплошь и рядом происходит отражение экономической реальности в превращенном виде, а не ее научное объяснение.

Сохраняющееся использование в экономической теории фирмы метафор и антропоморфизма — иллюстрация объективных границ человеческого познания. Человек познает исходя из своих когнитивных возможностей с использованием разнообразных форм познания, включая антропоморфизм как облегченный вариант. Ограничение в экономическом использовании антропоморфных моделей фирмы связано с тем, что они не могут раскрыть социально-экономическую сущность исследуемого явления для его понимания, будучи полезными только на этапе его первоначального описания.

Источник: Жернов Е. Антропоморфизм фирмы: за и против // Экономист, № 11, Ноябрь 2016, C. 36-46 Цель экономической теории: Фридман и «социальные инженеры» Что такое научная школа? Использование поведенческого подхода в теоретических экономических исследованиях Неопределенность категории экономики, как науки Проблема идентификации в экономике: пример с прибылью Необходимое и достаточное условие суждения ​Проблема измерения в науке Проблема определения денег и их сущности Прибыль как социальные издержки

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *