Антропоморфное изображение фирмы

В проанализированных нами пятнадцати статьях книги «Природа фирмы» выявлено несколько десятков примеров антропоморфного, метафорического переноса терминов. Метафорическая схема со сферой-источником «человек» — антропоморфна. Антропоморфное изображение фирмы результат воспроизведения человеком собственных свойств, самого себя в фирме, которая уподобляется человеку по ассоциативным образам строения человеческого тела, ментальной и физической деятельности: «Фирма-обманщик может получить немедленный выигрыш, но если можно схватить ее за руку, ее будущий бизнес терпит крах…»; «»Дженерал моторс» была не в восторге от этих соглашении»; фирмы «принимают решения», «оптимизируют», «желают», «отлынивают», «знают», «обладают компетентностью» и т.д. (курсив наш. — Е. Ж.). Так происходит перенос терминов, имеющих собственно человеческий смысл, на фирму, что создает ее определенный образ. В таком ракурсе любая фирма антропоморфна, т.е. изображается как подобие человека.

«Фирма, в которой владелец, управляющий и работник — одно лицо, — указывает Х. Демсец, — встречается гораздо чаще, чем это можно предположить. Такая фирма существует, когда способности некоего лица усваивать знания и квалифицированно применять их настолько велики, что позволяют ему обучиться и найти применение навыкам, необходимым для того, чтобы подвести продукт к границе, на которой, вероятно, должна иметь место смена нрава собственности». В данной статье этот частный случай не рассматривается хотя бы потому, что «…способности индивида приобретать и применять знания слишком ограничены, чтобы позволить ему достигнуть этой границы, не прибегая к услугам нескольких человек…».

Р. Коуз, О. Уильямсон и другие авторы увеличивают воздействие антропоморфной метафоры, сравнивая фирму не просто с человеком, но с человеком-«налетчиком», человеком-завоевателем, человеком-вымогателем: «Фирма может осуществлять экспансию…»; «фирма может завладеть… деньгами»: «фирма обладает склонностью «обвиноватить» работника и присвоить залоговую сумму»; «…заключенный… контракт предоставлял «Фишер боди» колоссальные возможности заниматься вымогательством в отношении «Дженерал моторс»»: фирма угрожает.

Фирма также наделена негативными признаками хищного животного — «…фирма… поглощает… фирму» (курсив наш. — Е. Ж.). Это, несомненно, усиливает чувственно-образное впечатление приводимых метафор, но не характеризует фирму с экономической стороны.

Как видно из приведенных фрагментов, на неодушевленный предмет — фирму — авторы метафорически переносят телесность, физические действия, ментальность, особенности поведения, черты характера живых существ, и прежде всего человека. Причем человек редуцируется в основном к биологической сущности и элиминируется от своей социально-культурной природы.

Источник: Жернов Е. Антропоморфизм фирмы: за и против // Экономист, № 11, Ноябрь 2016, C. 36-46 Управленческий четырехзвенник «знают-могут-хотят-успевают» Что такое гудвилл? Параментры внешней экономической среды предприятия Создание общественных благ с точки зрения теории общественного выбора Идеальная компания Что такое реинжиниринг и процессный подход к управлению Переход на аутсорсинг свидетельствует о неусточивости гомеостаза внутренней среды фирмы Факторы внутренних трансакционных издержек фирмы Направления анализа активов с позиции их уровня специфичности

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *