Оценка эффективности налоговых льгот

Категория «эффективность», будучи центральным понятием экономики и универсальной по своей сути, применительно к налоговым льготам остается малоисследованной. В зарубежной, как и в отечественной, практике отсутствует единый подход к оценке эффективности налоговых льгот.

Среди основных методов, применяемых за рубежом, метод наблюдений (event studies), метод case studies (называемый также case studies and surveys или surveys), методы моделирования и экспериментов (quasi-natural experiments), методы контрольных групп (technics using statistically constructed control groups), а также эконометрическое моделирование (econometric studies modelling). Наиболее предпочтительными, но в то же время и наиболее сложными являются методы эконометрического моделирования (econometric studies modelling) [21; 22; 23]. Они являются наиболее универсальными, поскольку могут быть применены к очень широкому кругу объектов исследования. Но в чистом виде они не пригодны для анализа льгот в странах постсоветского пространства, экономическая ситуация в которых характеризуется отсутствием устойчивых и стабильных тенденций развития. Это приводит к существованию множества подходов к оценке эффективности, которые базируются на самых разнообразных методах экономико-математических исследований.

Первостепенное значение для оценки эффективности может иметь анализ причин и цели внедрения налоговой льготы и конечного результата ее реализации, а также перечень отчетности по льготам. Более подробно элементный состав налоговых льгот представлен в работе [13]. Конечно, нельзя недооценивать значения прочих элементов анализа налоговых льгот. Однако именно названные, по мнению авторов, являются ключевыми при оценке эффективности их применения, поскольку делают возможной количественную (численную) оценку данного показателя.

Введение налоговой льготы должно базироваться на четком определении, почему и для чего она вводится, в пределах каких национальных приоритетов осуществляется налоговое стимулирование и на какой результат рассчитывает государство, предоставляя соответствующие стимулы экономическим агентам. Непонимание причин, целей внедрения налоговой льготы и конечного результата ее реализации делает невозможной оценку эффективности ее применения вследствие невозможности определения качественного (по своей сути) состава индикаторов оценки (т.е. непонятно, какие именно индикаторы следует принимать во внимание при расчетах).

Серьезным «камнем преткновения», делающим невозможной достоверную оценку масштабов и динамики использования льгот, расходов от их предоставления и т.д., в настоящее время является отсутствие адекватной отчетности по налоговым льготам.

Недостатки в указанных элементах налоговых льгот существенно усложняют расчет индикаторов, необходимых для определения эффективности их использования, а именно эффектов и затрат, обусловивших получение этих эффектов. Ведь в сопоставлении достигнутых эффектов и затрат в наиболее общем случае и заключается оценка эффективности.

Источник: Иванов Ю., Майбуров И., Назаренко А. Методологические основы оценки и моделирования эффективности налоговых льгот // Общество и экономика, № 10, Октябрь 2016, C. 80-96. Эффекты от применения налоговых льгот и проблема их оценки Поступления в российский бюджет от НДС в 1995-2003 гг. Поступления в российский бюджет от НДС в 2004-2014 гг Объем налоговых вычетов по НДС в России в 2006 — 2015 гг. Вычеты по НДС, связанные с экспортом (динамика за 2006 — 2014 гг.) Доля расходов на конечное потребление в ВВП России и НДС (2000-2014 гг.) Расчеты с бюджетом по отдельным отраслям в России (2014 г.) Налог на владение несколькими объектами недвижимости Налоговая нагрузка в развитых странах и России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *