Виды ​межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты обычно подразделяются на две группы — безусловные (выравнивающие) и условные (целевые). Некоторые исследователи, используя несколько критериев типологизации, выделяют до 12 различных видов межбюджетных трансфертов (Bahl, Linn, 1994), но все их можно отнести либо к безусловным, либо к условным. Безусловные трансферты — основной инструмент выравнивания территорий, который позволяет усилить горизонтальную бюджетную конкуренцию и повысить качество общественных услуг (Oates, 1999). Условные трансферты предоставляются для реализации на субнациональном уровне конкретных программ в сфере совместных полномочий. Безусловные трансферты предполагают большую автономию региональных и местных властей, а условные — лучшую координацию разных уровней бюджетной системы при реализации федеральных и субнациональных программ (особенно социальных и инфраструктурных).

ОЭСР использует следующую типологию межбюджетных трансфертов: целевые (earmarked) и нецелевые (non-earmarked), каждый из этих типов подразделяется на обязательные (mandatory) и дискреционные (discretionary). Целевые обязательные трансферты могут быть долевыми (matching) и не долевыми (non-matching). Нецелевые обязательные трансферты состоят из грантов общего назначения (general purpose grants) и блочных трансфертов (block grants) (Bergvall et al., 2006).

Среди этих трансфертов наиболее близки к российским субвенциям целевые, обязательные и не долевые гранты (earmarked mandatory non-matching grants — EMNG). Тем не менее эти трансферты, в отличие от российской практики, не используются для финансирования полномочий, которые закреплены исключительно за федеральным центром, но исполняются властями субнационального уровня. Скорее они предоставляются для финансирования совместных полномочий и программ, на реализацию которых по тем или иным причинам в субнациональных бюджетах не предусмотрены средства. Таким образом, эти трансферты, наряду с долевыми грантами, могут использоваться при проведении экспериментов, целью которых является определение уровня, обеспечивающего наиболее эффективную реализацию полномочий. Эти эксперименты в идеале должны привести к переходу полномочий на наиболее приемлемый уровень бюджетной системы, обеспечивая реализацию принципа субсидиарности и повышение устойчивости системы федерализма в целом (Bednar, 2009; 2014).

Современная бюджетная система России предусматривает использование разных видов межбюджетных трансфертов — дотаций, субсидий, субвенций и иных трансфертов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ относятся к безусловным трансфертам, остальные три вида — к условным.

Источник: Юшков А., Одинг Н., Савулькин Л. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма // Вопросы экономики, № 10, Октябрь 2016, C. 49-64 Динамика поступления субвенций в бюджеты субъектов РФ Динамика доходов региональных бюджетов в 2008-2015 гг. Специфика федерального бюджета России 2016 года Схемы трехлетнего бюджетного планирования Деформация планового начала в бюджетном процессе РФ Погектарное субсидирование сельскохозяйственного производства в России Направления сельскохозяйственной политики ЕС Недостатки проектов федерального бюджета, имеющих трехлетний формат Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета в 2012 — 2019 гг. (трлн. руб.)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *