Измерение качества формальных институтов

Один из наиболее распространенных показателей формальных институтов — индекс защищенности от экспроприации (Acemoglu et al., 2001). Данные, полученные от компании Political Risk Services, представляют собой значение от 0 до 10 для каждой страны и по каждому году, где ноль соответствует наиболее низкой степени защиты частной собственности от экспроприации. Однако использование этой переменной как меры институтов вызывает критику, согласно которой это равновесный исход, а не институт (Glaeser et al., 2004). Например, демократии и диктатуры могут иметь одинаковый уровень «защиты прав собственности».

Другие стандартные меры формальных политических институтов включают ограничения исполнительной власти и индексы демократии. Также строились переменные, измеряющие «качество правительства» — в общих чертах, это показатель того, насколько хорошо функционирует государственный сектор, включая контроль над коррупцией и эффективность бюрократии.

Кроме того, существует и судебная система. Р. Ла Порта и соавторы разработали количественные индикаторы для правовых норм, определяющих защиту инвесторов, используя национальное коммерческое законодательство многих стран — прежде всего корпоративное и законодательство о банкротстве (La Porta et al., 1997; 1998). Авторы утверждают, что правовые нормы, касающиеся защиты инвесторов, систематически различаются в соответствии с правовыми традициями или источниками: законы стран, практикующих общее право (берущее начало в английском праве), предоставляют большую степень защиты внешним инвесторам по сравнению с законами стран с гражданским правом (берущим начало в римском праве), особенно французским. Дальнейшие исследования показали, что влияние правовых истоков на законы и регулирование не ограничивается сферой финансов. Государственное владение банками (La Porta et al., 2002), бремя регулирования входа на рынок (Djankov et al., 2002) и регулирование рынка труда (Botero et al. 2004) систематически варьируют в зависимости от правовой семьи.
Наконец, были собраны и классифицированы данные по регулятивным институтам — регулирование рынка труда, рынков товаров и услуг, антимонопольное законодательство — и разработаны различные индексы качества регулятивной «среды». Этим занимались ОЭСР и Всемирный банк (см. также: Djankov et al., 2002; Botero et al., 2004).

Хорошая обобщающая характеристика для качества институтов, связанных с управлением, — индикатор качества государственного управления Всемирного банка (Worldwide Governance Indicator, WGI). WGI, показатель шести измерений качества управления для 215 стран с 1996 по 2011 г.37, свидетельствует о том, что институциональные характеристики имеют высокую корреляцию — как минимум 0,8 среди различных индикаторов, относящихся к WGI. Они высоко коррелируют со стандартным показателем защиты прав собственности, одной из наиболее часто используемых оценок институтов (Easterly, Levine, 2003)38. По сути, обычно в эмпирическом анализе они взаимозаменяемы.

Источник: Алесина А., Джулиано П. Культура и институты // Вопросы экономики, № 10, Октябрь 2016, C. 82-111 Отличие неформального института от прочих неформальных явлений в обществе Факторы эффективности неформальных институтов Факторы развития неформальных институтов Рамки институциональной теории Веблен и определение института Размытость категорий институциональной экономики Факторы снижения издержек сотрудничества Подходы к определению культуры Взаимосвязь институтов и культуры

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *