Подходы к определению культуры

В большинстве эмпирических работ (если не во всех) используется определение, согласно которому культура понимается как «привычные убеждения и ценности, которые различные этнические, религиозные и социальные группы передают из поколения в поколение в относительно неизменной форме» (Guiso et al., 2006. P. 23). В эмпирических исследованиях, таким образом, ценности и убеждения (beliefs) включаются в одно определение.

В теории ценности и убеждения часто рассматриваются по-разному. Ряд авторов разработали модели, в которых культура обозначает представления о последствиях чьих-то действий, где эти представления можно менять под влиянием предыдущих поколений или в результате эксперимента. Например, в одном исследовании показано, как индивидуальные убеждения изначально приобретаются в результате культурной трансмиссии, а затем постепенно обновляются по мере накопления опыта, от поколения к поколению (Guiso et al., 2008а). Модель перекрывающихся поколений показывает, как дети перенимают априорные убеждения (относительно доверия) от родителей, а по мере получения реального опыта передают свои обновленные убеждения собственным детям. В такой постановке возможны множественные равновесия. В равновесии «нет доверия, нет торговли» недоверие передается от родителей детям, которые в конечном счете избегают торговли и, как следствие, ничего не узнают о благонадежности населения. В равновесии «высокая степень доверия, высокая интенсивность торговли» родители транслируют детям доверие, что стимулирует торговлю и желание узнать реальную благонадежность населения. Временный шок доверия может навсегда перевести общество из одного равновесия в другое.

А. Грейф сочетает теорию игр и социологические концепции, чтобы определить значимость культурных убеждений. По его мнению, «социологи и антропологи рассматривают организацию общества как отражение его культуры, важным компонентом которой выступают культурные убеждения. Культурные убеждения — это идеи и мысли, присущие группе людей, которые управляют взаимодействием между этими людьми, а также между ними, их богами и другими группами; они отличаются от знаний тем, что не обнаружены эмпирически и не обоснованы аналитически. В целом культурные убеждения становятся идентичными и их сообща придерживаются и транслируют». Грейф утверждает, что существует подмножество «рациональных культурных убеждений, отражающих ожидания людей в отношении действий, которые другие предпримут в различных обстоятельствах» (Greif, 1994. Р. 915). Прежние культурные убеждения, которые поддерживают равновесие по Нэшу, «составляют фокальные точки в повторяемых социальных взаимодействиях или в ситуациях существования множественных равновесий» (Tabellini, 2008. Р. 259).

Ряд исследователей рассматривают культуру как более фундаментальный феномен, выраженный в ценностях и предпочтениях (см., например: Akerlof, Kranton, 2000). В этом определении, также используемом в психологии (Pinker 1997; Kaplow, Shavell, 2007), выделяется роль эмоций в мотивации человеческого поведения.

Эти две интерпретации не исключают друг друга. Р. Бенабу (Benabou, 2008) доказывает, что ценности и убеждения систематически взаимодействуют. Он включает «ментальные конструкты» в политико-экономическую модель и показывает, что эти конструкты во взаимодействии с институтами генерируют различные убеждения, которые могут сохраняться в течение продолжительного времени.

Источник: Алесина А., Джулиано П. Культура и институты // Вопросы экономики, № 10, Октябрь 2016, C. 82-111 Взаимосвязь институтов и культуры Влияние культуры на политические институты: теория Тодда Коэволюция культуры и институтов Отличие неформального института от прочих неформальных явлений в обществе Факторы эффективности неформальных институтов Факторы развития неформальных институтов Особенности маркетинга в сфере культуры Гражданская культура как вариант политической системы Рамки институциональной теории

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *