Пенсионная система, как индикатор состояния экономики страны и уровня социальной защиты населения

Пенсионная система современного цивилизованного общества является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства, определяемого такими показателями, как размер государственной пенсии и нормативно установленный возраст назначения пенсии по старости. Для нашей страны, где социально-ориентированная государственная система декларирована в Конституции, оба эти критерия принципиальны, поскольку отечественная пенсионная система встречает свой 25-летний юбилей в состоянии перехода к страховым инструментам. Старшее поколение пенсионеров еще не забыло «советские пенсии», практически не отличавшиеся от размера заработка, что при наличии общественных фондов потребления и общенародной собственности позволяло сохранять тот же уровень жизни, как и у граждан трудоспособного возраста. Это достигалось, с одной стороны, практически уравнительным размером пенсии, а с другой — финансированием из госбюджета.

Однако в рыночных отношениях пенсионные права формируются на основе «трудового вклада» каждого пенсионера в государственную пенсионную систему в течение всей трудоспособной жизни. Количественные критерии измерения этого вклада — показатели трудового стажа и заработной платы/дохода. При этом пенсионная система должна быть встроена в государственную систему управления в части бюджетного планирования, а значит, она полностью зависит от всех факторов, определяющих как макроэкономическое развитие страны, так и демографические процессы.

В таком контексте пенсионный возраст становится интегральным параметром страховой пенсионной системы, поскольку зависит как от характеристик самой государственной пенсионной программы, так и от институциональных факторов (продолжительность трудового стажа и размер заработка, подлежащего обязательному пенсионному страхованию). Эти параметры хотя и нормируются государством, но в полной мере зависят от самого застрахованного лица и должны заинтересовывать его в увеличении своих пенсионных прав.

Для актуарного обоснования пенсионного возраста, помимо выбора пропорций между продолжительностью трудового стажа и периодом выплаты (дожития), необходимо установить размер страховой пенсии, который мог бы обеспечить будущему пенсионеру «достойный уровень жизни пожилого человека», измеряемый соотношением с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), который до настоящего времени является единственным социальным нормативом пенсионного обеспечения. ПМП сейчас составляет около 1,7 прожиточных минимумов, и с учетом объективных факторов долгосрочного социально-экономического развития страны рассчитывать более чем на 2,5 ПМП для современного поколения застрахованных лиц не приходится.

Пенсионная система в цивилизованном обществе — не только и не столько потребитель бюджетных ресурсов, но прежде всего фактор устойчивого долгосрочного социально-экономического развития. Исходя из этого размер пенсии и продолжительность ее получения должны быть соотнесены со стажем работы и уплаченными страховыми взносами, чтобы, период получения страховой пенсии позволял полностью реализовать накопленные пенсионные права, а ее размер — обеспечивать достойный уровень жизни не только в момент ее назначения, но и на протяжении всего периода ее получения. Опережающий рост производительности труда относительно продолжительности жизни населения позволил всем западным странам осуществить повышение пенсионного возраста до 65 лет (даже без учета гендерных различий).

Эта проблема стоит и перед российской пенсионной системой. Однако она должна решаться с учетом нашей специфики — уникальной сложности самой этой системы, которая вследствие перманентных реформ накопила многочисленные и институционально несовместимые обязательства государства перед различными категориями пенсионеров. Сложившаяся к настоящему времени система включает большое количество различных по своему экономическому и правовому содержанию пенсионных программ, охватывающих разные категории пенсионеров (досрочников, бюджетников, северян, сельхозработников, индивидуалов и проч.), пенсионные права которых формируются в разных условиях (тариф, стаж, база начисления, размеры выплаты).

Вторая, более сложная проблема пенсионной системы РФ — отсутствие роста производительности труда по причине застоя в переходе к рыночной экономике — играет решающую роль в создании объективных условий институциональной реформы пенсионной системы. Далее рассмотрим макроэкономические и институциональные условия для изменения пенсионного возраста.

Источник: Соловьев А. К. Старение населения как угроза бюджетного кризиса: актуарный анализ // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 4, Апрель 2016, C. 141-160 Последствия повышения пенсионного возраста в России Снижение расходов Пенсионного фонда России в случае повышения пенсионного возраста Экономическая активность мужчин в пенсионном возрасте Состояние пенсионной системы в России: институциональный аспект Реформы пенсионной системы РФ: проблемы и предложения Проблемы пенсионной системы в России Обратимся к некоторым существенным принципам и характеристикам развития пенсионной системы в России. Развитие пенсионной системы РФ с помощью финансовых технологий Для решения проблем пенсионной системы России требуется разработка и внедрение социально ориентированных финансовых технологий. Денежная система Гезелля Как ограничить спекулятивную деятельность банков

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *