Влияние ученых на экономическую политику государства

Известны ли Вам в мировой практике случаи, когда ученые могли оказывать влияние на экономические процессы?

— Мне кажется, что у нас отсутствует традиция регулярного общения высших руководителей, принимающих решения, с экспертами. У таких руководителей, естественно, есть помощники и советники, но социально-экономическая область настолько обширна, что нужно иметь группу советников, а не одного-двух, как у нас. В США, например, при президенте страны есть целый Совет советников, члены которого еженедельно общаются с президентом, и их суждения оказывают самое серьёзное влияние на экономическую политику.

Во время своих многочисленных поездок в США и в советское время, и в новой России в 1990-е и в начале 2000-х годов я общался с отдельными советниками, часть из которых знал как ведущих профессоров крупных университетов США. Один из них был специалистом по экономике СССР (а потом и России) и обычно говорил по-русски, был хорошо знаком с нашей статистикой, публикациями, различными предложениями. И советники старались встречаться с нашими специалистами, приезжавшими в США, чтобы узнать что-то новое, обсудить интересующие их вопросы.

В качестве яркого примера коллективной деятельности этой группы советников приведу разработку ими новой экономической политики США — «рейганомики», которая вывела эту страну из затянувшейся на десятилетие в 1970-х — начале 1980-х гг. стагнации и рецессии вместе с тяжёлым процессом стагфляции. Эти негативные тренды не смогли преодолеть президенты Генри Форд и Джимми Картер, которые не были переизбраны на второй срок, что нечасто наблюдалось в США.

Были значительно снижены налоги и увеличены стимулы инвестирования в экономику, вдвое снижены нормы амортизации и дана возможность ускоренного износа фондов, что привело к массовому технологическому обновлению народного хозяйства и развитию высокотехнологичных и инновационных отраслей. Это дало импульс мощному 25-летнему социально-экономическому развитию США вплоть до кризиса 2007 — 2009 гг.

США преодолели наметившееся инновационное отставание от Японии и серьёзно укрепили свой статус ведущей экономической державы мира с самым высоким уровнем экономического и социального развития.
Если взять примеры нашей страны, то наибольшее влияние на экономические процессы оказала группа учёных-единомышленников во главе с Е. Т. Гайдаром, которая в 1992 г. спасла страну от экономической катастрофы, гиперинфляции и распада, заложив основы перехода от централизованной административной системы к рыночному хозяйству. Такая возможность им была предоставлена Президентом России Б. Н. Ельциным, который сформировал из этих ученых Правительство.

Серьёзное влияние на экономическую политику оказали на рубеже 1990-х и 2000-х гг. разработки Центра стратегических инициатив во главе с Г. О. Грефом: на их основе был составлен Бюджетный кодекс, сформирована новая пенсионная система, начаты реформы в образовании и здравоохранении. Разработчики программ из Центра стратегических инициатив, созданного по инициативе В. В. Путина, заняли ряд ключевых мест в Правительстве РФ и могли добиваться результата, занимая руководящие позиции.

Определённое воздействие на решения Правительства РФ и сегодня оказывают разработки Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара и исследовательских групп из РАНХиГС и ВШЭ. Им, как известно, в 2011 г. было поручено разработать «Стратегию социально-экономического развития страны-2020», проект которой рассматривался и в Правительстве, и у Президента.

Важнейшее положение этой стратегии — о повышении доли инвестиций во внутренний валовый продукт до 25% к 2015 г. -было внесено В. В. Путиным в его Указ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной экономической политике». Однако этот Указ не был выполнен Правительством, которое, напротив, начало сокращать инвестиции с 2013 г., что стало одной из причин перехода страны к стагнации (задолго до событий на Украине, санкций, снижения цен на нефть), девальвации рубля, взлёту инфляции и повышению ключевой ставки ЦБ РФ.

Источник: Аганбегян А.Г. Как преодолеть стагнацию и восстановить экономическое развитие // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 2, Февраль 2016, C. 5-14 Проблема оценки государственной экономической политики Необходимость в научной обоснованности экономической политики государства Основные концепции нового экономического курса России: стимулирующая и стабилизационная Виды экономических программ государства Политические взгляды ученых Влияние экономистов на политику и власть Экономическая политика России Критика экономической теории Почему в СССР было хорошее экономическое образование?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *