Бездумное использование неоклассических принципов, как одна из причин становления олигархической экономики

Беспредметное преподавание сформировало идеализированное представление о рынке и капитализме как о самой эффективной системе, где социальные проблемы и противоречия отсутствуют. Дело дошло до утверждений отдельных ученых, что если принять западные ценности, то мы сможем получить плоды процветания капиталистического общества. В действительности же рынок и капитализм показали всю противоречивость современных процессов и явлений, демонстрируя не только блестящий фасад этой системы, но и глубокие социальные конфликты, кризисы, нестабильность, неравенство и нищету. «Неоклассические» модели равновесия совершенно игнорируют изучение противоречивых социально-экономических процессов, не уделяя им никакого внимания: объективные противоречия современности рассматриваются в рамках классической теоретической традиции.

Те, кто осуществлял постсоветские реформы, изначально не задавались вопросами об условиях и методах социальных и экономических достижений, все изображалось просто: сменим плановую экономику на рынок, общественную собственность на частную, марксистскую теорию на «неоклассику» — и процветание наступит само собой. Практика быстро обнаружила иллюзорность и несбыточность этих взглядов. Вместо процветания пореформенная Россия получила деиндустриализацию и вымирание. Мало того, вот уже четверть века не удается компенсировать потери: экономическая динамика не только не ускоряется, но демонстрирует небывалое снижение, усугубляются нищета и бедность, не остановлен развал важнейших производственных и социальных отраслей.

В действительности постсоветское реформирование создало уникальную историческую ситуацию, когда вместо высокой стадии развития капитализма, обещанной реформаторами, получилась кланово-олигархическая, компрадорская и предельно отсталая его разновидность.

Источник: Абрамовских Л., Бабенко А. К поиску новой модели экономического развития // Экономист, № 10, Октябрь 2016, C. 34-42 Что такое научная школа? Необходимость в научной обоснованности экономической политики государства Профессиональное образование как фактор экономического роста Показатели результативности научной деятельности в России: вузы обгоняют НИИ Проблема копирования западной экономической мысли российскими учеными Деградация экономической науки в России Процесс формирования научной концепции Патентная активность как индикатор состояния научной деятельности Экономика спорта как наука

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *