Деградация экономической науки в России

…заимствование и административное подчинение западным стандартам в образовании деформировало содержательные основы экономической науки и ее теории, проигнорировало роль и значимость фундаментальных исследований, создало «скепсис» к научным работам прошлых лет. Преподавание экономических наук осталось под жестким администрированием и диктатом сверху (предписываются, диктуются программы учебных курсов), но потеряло самые ценные качества. Под прикрытием деклараций о внедрении высоких стандартов образования установилось абсолютное доминирование одного направления («неоклассики», господствующей под брендом «экономике»). В советское время, как известно, в такой роли выступала «марксистская политическая экономия», положения которой составляли часть апологетической идеологии правящей бюрократической элиты. Исходные положения «неоклассики», изначально далекие от интересов и реальных проблем нашей страны, заняли в постсоветское время директивные позиции.

Экономическое образование быстро сориентировалось на коммерциализацию и частные структуры, подчинилось ограниченным целям олигархического капитала, не ставящего перед собой задачи модернизации народного хозяйства и конкуренции с западными ТНК на мировом рынке. Задача позитивных преобразований хозяйственной жизни в переходной (трансформированной) экономике не стала для олигархического капитала приоритетом. Перестройка образования в ходе реформ постепенно исключала концептуальные проблемы социально-экономического развития, из учебных программ и курсов вообще исчезли различные подходы к вопросам экономической теории.

Предлагаемый сравнительный анализ моделей роста, основанный на субъективной рейтинговой оценке, был явно не в пользу России. Пореформенная наука в области экономической теории постепенно отошла от серьезного анализа национальной экономики и абсолютизировала исследования, обслуживающие в основном финансовый рынок индустриально развитых стран. Очень быстро были импортированы «весомые» аргументы, доводы и доказательства в защиту рыночной, бесплановой модели. Переход к рынку «не оставил времени» для проверки готовности теоретиков и практиков сотрудничать друг с другом в деле поиска собственных теоретических концепций и общей содержательной платформы. Предприниматели стали относиться к экономистам утилитарно, как к бездумным помощникам в делах увеличения дохода. Административно заданный стандарт, не требующий изучения альтернативных взглядов и концепций, ориентирующийся на финансово-биржевую специализацию, полностью перестал соответствовать интересам и вызовам времени.

Создаваемые механизмы функционирования институтов рынка с самого начала исключали опыт исторически опробованных форм организации и кооперирования хозяйствующих субъектов России, не создавали места для разворачивания собственных форм хозяйствования, испытанных временем и предшествующими реформами. Как результат, снижение авторитета экономической теории — не только российской, но и западной, ограничение исследований прикладного и управленческого характера…

Источник: Абрамовских Л., Бабенко А. К поиску новой модели экономического развития // Экономист, № 10, Октябрь 2016, C. 34-42 Что такое научная школа? Использование поведенческого подхода в теоретических экономических исследованиях Кого можно отнести к рабочему классу Научная деятельность российских вузов в начале 21 века Государственная поддержка научной деятельности вузов России в 2007-2017 гг. Современное состояние государственной поддержки научной деятельности в вузах России (2017 — …) Оценка научной работы: критика библиометрического подхода Рейтинги экономических журналов России Российский Web of Science: Russian Science Citation Index (RSCI)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *