Показатели борьбы с легализацией теневого капитала (2011-2015 гг.)

Мировая практика выявления и подавления теневой экономики в последние годы пополнилась инструментами, реализуемыми в рамках международной противолегализационной системы, целью которой является пресечение возможности использования преступниками теневых доходов. Затраты на практическую реализацию международных противолегализационных стандартов несут национальные бюджеты, а также финансовые организации. Все финансовые организации осуществляют постоянный мониторинг операций своих клиентов и выявляют те из них, которые отличает запутанный, сомнительный характер, отсутствие информации о происхождении либо недостоверная информация. Сведения о таких операциях финансовые организации передают в уполномоченный государственный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). В свою очередь Росфинмониторинг систематизирует полученные данные и при наличии подтвержденных фактов легализации доходов, полученных преступным путем, передает их в соответствующие правоохранительные органы.

Таблица 2

Показатели действенности противолегализационной системы и их значения за 2011 — 2015 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество сведений об операциях, представленных в Росфинмониторинг в соответствии с противолегализационным законодательством, млн. ед.

9,0

10,0

10,0

11,0

Выявлено преступлений легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления либо приобретенных другими лицами преступным путем, ед.

704

611

582

774

863

Выявлено лиц, уголовные дела о которых направлены в суд, либо привлечено к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, ед.

308

244

271

448

592

Количество сведений о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления либо приобретенных другими лицами преступным путем (стр. 1 : стр. 2)

12784

16367

17182

14212

Результативность следственной работы в отношении материалов, поступивших в Росфинмониторинг и переданных в следственные органы (стр. 3 : стр.2)

0,44

0,40

0,47

0,58

0,69

Количество банков, прекративших свою деятельность в результате отзыва лицензии

18

22

32

86

93

в том числе по причине неоднократного нарушения в течение одного года требований противолегализационного закона

3

7

14

68

66

В табл. 2 наряду с обобщенными статистическими данными МВД России, Росфинмониторинга и ЦБ РФ представлены предложенные нами расчетные показатели оценки действенности противолегализационной системы: качество сведений о легализации денежных средств, направленных финансовыми организациями в Росфинмониторинг, и результативность следственной работы в легализации. Количество сведений, представленных в Росфинмониторнг, ежегодно увеличивается. Однако количество выявленных преступлений в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, не имеет четкой тенденции устойчивого роста, как и количество выявленных лиц, уголовные дела в отношении которых направлены в суд. Анализ динамики предложенных показателей позволяет сделать вывод, что основная санкционная нагрузка, связанная с противодействием теневому капиталу, сосредоточена в первую очередь в банковском секторе, вызывая потери сбережений вкладчиков, подрыв финансового положения предприятий и организаций, лишившихся денежных средств на своих счетах в ликвидированных банках.

Источник: Дадашев А., Танющева Н. Теневой капитал и система противодействия его кругообороту // Экономист, № 9, Сентябрь 2016, C. 84-91 Понятие теневого капитала и экономическая выгода от его использования Легализация теневого капитала Этапы накопления капитала в российской экономике (после распада СССР) Институциональный подход к социальному капиталу Человеческий капитал в российской экономике: проблема низкого спроса Критика российского капитализма Что такое реинжиниринг и процессный подход к управлению Виртуальный капитал Направления развития новой экономики

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *