Проблемы инновационного развития России

В условиях развертывающегося во втором десятилетии XXI в. научно-технологического переворота стартовые позиции России для осуществления инновационного прорыва являются не вполне благоприятными.

Во-первых, кризисное состояние экономики в 1990-х гг. и стагнация во втором десятилетии нынешнего века негативно отразились на сфере профессионального образования. Из-за хронического недофинансирования и недостаточно эффективного использования бюджетных средств в сфере профессионального образования наблюдается тенденция старения преподавательских кадров, ухудшения материально-технической базы, необходимой для проведения учебного и научно-исследовательского процесса. Профессиональная некомпетентность стала одной из главных причин глубокого и затяжного кризиса в экономике, снижения результативности научно-технической деятельности, медленного внедрения разработок в производство.

Во-вторых, научно-технический и инновационный потенциал страны за годы кризиса сильно подорван, особенно в научно-промышленном комплексе, который в прошлом был главным источником принципиально новых технических идей и технологий. Многие научные и конструкторские школы распались или влачат жалкое существование. Кадровый потенциал науки, конструкторского и инженерного корпуса постарел, талантливая молодежь устремляется в рыночные сферы деятельности или эмигрирует. Уровень износа активной части основных производственных фондов достиг критической величины, с их помощью в обрабатывающих отраслях индустрии невозможно производить конкурентоспособную продукцию. В результате усиливаются тенденции научно-технологической деградации экономики.

В-третьих, практически отсутствует долгосрочная научно-техническая и инновационная политика государства, расплывчато определена и не подкреплена ресурсами система приоритетов, свернута система преференций в сфере науки и инноваций, государство сокращает свое участие в финансировании профессионального образования, не отлажен механизм партнерства государства, науки, образования и бизнеса в целях обеспечения масштабного инновационно-технологического прорыва.

Источник: Тодосийчук А. О задачах науки и профессионального образования при развитии народного хозяйства // Экономист, № 9, Сентябрь 2016, C. 63-75 Показатели инновационной деятельности в России (2000-2014) Инновации и экспорт: анализ затрат на инновации и экспортной выручки в России (2010 — 2014 гг.) Экономика знаний в России: современное состояние Проблемы развития кластеров в России Критика российского капитализма Обнищание населения России и необходимость нового социального критерия оценки уровня жизни Деиндустриализация экономики России Реиндустриализация российской экономики Специфика реиндустриализации российской экономики

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *