Меры по развитию нефтяной отрасли России

Для создания благоприятных экономических условий для развития нефтяной отрасли необходимо:

упорядочение налогообложения, позволяющего не только пополнять доходы федерального бюджета, но и обеспечивать проведение геолого-поисковых и геолого-разведочных работ на нефть, оценивать намечаемую ее добычу, в том числе на труднодоступных, приконтинентальных и морских месторождениях с широким привлечением стимулируемых малых предприятий. Однако доля последних в общей нефтедобыче постоянно сокращается — с 20% перед приватизацией до 2,0-2,5% сейчас. В России и, пожалуй, в мире в нефтяной отрасли самые высокие налоги: 28-32% за рубежом и примерно 2/3 в России: в целом по промышленности страны налоги на уровне более трети величины выручки считаются высокими. В нынешних экономических условиях собственные средства отрасли являются практически единственным источником ее развития: отечественные кредиты дорогие, на иностранные существуют ограничения, бюджетных средств нет;

замену специального налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), введенного в 2001 г. взамен трех налогов — отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат, налогом на финансовый результат (НФР). Введение НДПИ наряду с экспортной пошлиной некоторые экономисты, на наш взгляд, справедливо считают как сконструированный «налоговый механизм частичной национализации компрадорской ренты… В бюджете появились средства для государственной поддержки совокупного внутреннего спроса». Согласно расчетам при новом налоге прирост налоговых поступлений только по 17 принятым пилотным проектам составит около 1 трлн. руб. При взимании НДПИ на месторождениях с меньшим дебитом скважин нужно больше тратить на бурение (бурение одной скважины обходится в 1-2 млн. долл.), величина же этого налога в расчете на 1 т нефти оказывается одинаковой. В то же время новое налогообложение предприятий отрасли потребует контроля за работой фактически каждой скважины, в связи с чем в мире ограничивается применение предлагаемого налога;

стимулирование извлечения нефти из малодебитных (в сутки около 4 т, которые у нас относят к нерентабельным и которых в стране 25-30 тыс.) и ранее оставленных скважин из-за высоких удельных затрат. Пока, не считая Татарстана, примеров по эксплуатации малодебитных скважин в отрасли немного;

упорядочение экономических отношений нефтедобывающих компаний и обслуживающих их сервисных предприятий: по уровню оплаты работы и труда, срокам расчетов за выполненные заказы. Во избежание социальных конфликтов в регионах особенно важно иметь обоснованную дифференциацию оплаты труда работников предприятий по добыче нефти и производств по их сервисному обслуживанию

Источник: Давыдов Б. О государственном регулировании в нефтяной отрасли // Экономист, № 8, Август 2016, C. 62-66 Рекапитализация банков государством: основные проблемы Государственной сектор и прибыль НЭП как синтез плановой экономики и рыночного механизма Проблема оценки государственной экономической политики Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации России Необходимость в научной обоснованности экономической политики государства Задачи стратегии ​»Фарма-2020″ Почему нельзя запрещать производство ламп накаливания Критика государственной программы развития сельского хозяйства 2013-2020 гг.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *