​Номенклатурная модель предпринимательства

Номенклатурная модель предпринимательства характеризуется: тесным переплетением интересов властных структур и бизнеса; наличием перекрестного представительства в управляющих органах; господством оппортунистического поведения; концентрацией усилий на перераспределительной деятельности; стремлением к консервации управленческих структур (несменяемость власти); распространением авторитарных методов управления. Находясь в такой модели, предприниматель воспринимает рынок как враждебную среду, в которой равенство конкурентных требований заменено клановой принадлежностью и близостью к властным структурам, а инновационная деятельность не выглядит самым привлекательным путем к обретению успеха. Очевидно, что его усилия будут направлены не на поиск инноваций, а на укрепление особых отношений с представителями властных структур. Именно в этом коренятся причины низкой инновационной активности постсоветского бизнеса.

Такая модель организации предпринимательства как нельзя лучше отвечает тому типу поведения, который предписывается институциональной средой, — экономическому оппортунизму, где поиск ренты является главным ориентиром для предпринимательского поведения. Сосредоточиваясь не на создании новых ценностей и активов, а на перераспределении существующих, номенклатурное предпринимательство принимает спекулятивный характер. Элемент спекулятивности присутствует в предпринимательстве всегда. Однако в конкурентной экономике его спекулятивные устремления уравновешиваются механизмом конкуренции. В хозяйстве, где действие конкурентного принципа приглушено, напротив, действуют факторы, усиливающие спекулятивные тенденции: монопольное положение ориентирует на извлечение дохода за счет обращения; низкая конкурентоспособность бизнеса подталкивает к уходу в теневой сектор; слабость институционального контроля (со стороны не только государства, но и общественных и предпринимательских организаций) не препятствует реализации спекулятивных устремлений.

Результатом действия указанных факторов и сил явилось преобладание в постсоветской экономике хищнической или деструктивной, по терминологии У. Баумоля, формы предпринимательства. Прежде всего, это проявляется в том, что на рынке доминируют те хозяйствующие субъекты, которые пользуются поддержкой власти. Причем характерно, что предприниматели сами ищут такой поддержки, видя в ней не только источник выгод, но и защиту от конкуренции. Другой формой проявления хищничества является распространение монопольного ценообразования, которое присутствует на большей части товарных рынков. Еще одна форма проявления хищничества — тяготение предпринимательства к теневой деятельности, о чем свидетельствуют массовое уклонение от налогов и высокая доля теневого сектора.

Источник: Тарануха Ю. Постсоветский феномен номенклатурного предпринимательства: причины формирования и пути преодоления // Экономист, № 8, Август 2016, C. 24-41 Предпринимательская деятельность музеев Содержание предпринимательства как вида деятельности Роль предпринимательства в экономике с позиции разных научных школ Преимущества частного предпринимательства перед государственным Последствия приватизации в странах Восточной Европы Исследование эффективности частных компаний и компаний с государственным участием (Россия) Негативные тенденции в экономике России (2014-2017) Поддержка развития предпринимательства в России: статусные мотиваторы Проблемы малого бизнеса в России Поддержка и проблемы малого предпринимательства в России.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *