Пути совершенствования государственного регулирования цен на зерно и механизма его распределения в России

Государственное регулирование цен и распределение зерна осуществляется объединенной зерновой компанией (ОЗК), которая формирует интервенционный фонд зерна — в ближайшие годы его объем планируют увеличить до 8,5 млн. т. Ценами закупки зерна и последующей его продажи компания должна препятствовать необоснованному росту и снижению стоимости зерна на рынке. На деле эта схема не работает. Как свидетельствует практика, недовольство действиями компании высказывают как крестьяне, по мнению которых закупочные интервенционные цены после сбора урожая опускались ниже рыночных, а объемы торгов были недостаточны, так и промышленники, по мнению которых участие в государственных интервенциях не оправдывает надежд на закупку дешевого зерна на этих торгах.

Нерешенная задача снабжения переработчиков зерном по оправданной цене, помимо малопригодного механизма регулирования зернового рынка и крайне слабого менеджмента ОЗК, объясняется неразвитостью базы хранения зерна: мала емкость элеваторов. Годовые потери от порчи в напольном хранении зерна интервенционного фонда превышают инвестиции в элеваторы, что ставит в ряд первоочередных задач укрепление материально-технической базы ОЗК. Массовое использование компанией элеваторов частников обусловливает повышенные расходы на хранение, которые составляют миллиарды рублей. В оптимальной схеме упорядочения рынка зерна успех возможен только при условии наличия у ОЗК собственных элеваторов на весь объем интервенционного фонда. Только в этом случае размер цены будет зависеть полностью от ОЗК и идея «торгового» обуздания цен на зерно может быть осуществлена.

Однако при такой постановке возникает альтернативное решение проблемы. ОЗК ведет не биржевые торги, а со своих элеваторных емкостей производит непосредственный отпуск зерна потребителям по установленным государством ценам. Разумеется, элеваторное хозяйство любой формы собственности должно быть рентабельным. Параллельная работа государственных элеваторов и частных предполагает, с одной стороны, рациональное ежегодное установление (проверку) расчетных цен по регионам в зависимости от урожайности зерна, а с другой — развитие реальной конкуренции. Государство в этом варианте вместо ежегодных убытков от содержания неработоспособного механизма регулирования цен зерна (около 30 млрд. руб.) достигает реального регулирования цен и получает доходы параллельно с владельцами частных элеваторов. Главным же достижением такого подхода станет перераспределение спекулятивных доходов (сверхприбылей) владельцев элеваторов в пользу производителей зерна за счет обоснованных закупочных цен и его промышленных переработчиков за счет снижения рыночных цен. Совокупный объем государственных элеваторных мощностей должен соответствовать накопленной потребности в них, но не подавлять деятельность существующих частных элеваторов.

Источник: Дасковский В., Киселев В. К программе оптимизации организационной структуры народного хозяйства // Экономист, № 7, Июль 2016, C. 3-20 Проблемы урожайности сельскохозяйственных культур в России: истощение почв Погектарное субсидирование сельскохозяйственного производства в России Способы восстановления российского рынка минеральных удобрений: субсидии и пошлины Необходимость государственного регулирования аграрного сектора страны Направления сельскохозяйственной политики ЕС Состояние сельскохозяйственного производства в России Состояние комбикормовой промышленности в России ​Потребление электроэнергии в сельском хозяйстве как показатель его индустриализации Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *