Вмешательство ТНК в политику

Исторически наиболее интенсивно ТНК начали вмешиваться в политику с началом периода деколонизации и получения формальной независимости бывшими колониями. С отказом метрополий от прямого управления колониями, при «холодной войне» между Советским Союзом и США, в условиях роста антизападных настроений в третьем мире ТНК вынуждены были договариваться с правительствами новых независимых государств, которые часто были настроены недружественно по отношению к ним.

Так, в 1954 г. американская ТНК United Fruit Company, контролировавшая почти половину сельскохозяйственных земель Гватемалы, в результате земельной реформы правительства лишалась не только земель, но и доминирующего положения на рынке. Невозможность решить данную проблему с властями Гватемалы заставила руководство компании обратиться к администрации президента США Д. Эйзенхауэра и добиться того, что ЦРУ помогло осуществить государственный переворот в этой стране, в результате которого к власти пришло проамериканское правительство, вернувшее земли компании.

Другая американская корпорация ITT принимала активное участие в свержении режимов в Латинской Америке, в частности в 1964 г. в Бразилии, а в 1973 г. в Чили. Именно поэтому в докладе Конгрессу 1978 г. администрация США прямо указывала, что чрезмерная защита интересов ТНК портит отношения с зарубежными странами и противоречит интересам нации в «холодной войне» с Советским Союзом.

После распада биполярной системы мироустройства ТНК еще больше усилили давление на политику развивающихся и зависимых государств. Процесс разрушения вестфальской системы миропорядка и формирование однополярного мира во главе с США, в том числе при прямом или косвенном содействии крупных ТНК, превратил суверенитет данных государств в фикцию, лишив их возможности лавировать между основными центрами силы, которыми ранее являлись Советский Союз и США. Целенаправленно внедряя механизмы коррупции и навязывая кредиты, тем самым заталкивая эти страны в «долговую ловушку», США с помощью международных финансово-экономических институтов и глобальных ТНК фактически лишают их возможности формировать собственную экономическую политику. Способствует этому и такое явление, как международный корпоративный лоббизм, целью которого является продвижение интересов государства, либо их ТНК на уровне функционирования различных межправительственных организаций, либо на наднациональном уровне власти. Некоторые из этих структур институционализированы, в частности Всемирный экономический форум, за членство в котором крупные ТНК (около 1000) платят значительные суммы, что дает им право участвовать в выработке глобальной стратегии ведущих стран мира.

Источник: Лукьянович Н. Направленность и последствия политической деятельности транснациональных корпораций // Экономист, № 5, Май 2016, C. 3-13 Антимонопольная политика и экологические факторы Антимонопольная политика и интересы потребителей Затрагиваемые потребители и антимонопольная политика: проблемы определения Положительные внешние эффекты и антимонопольное регулирование Виды политических культур по степени ориентированности граждан на политическую систему Гражданская культура как вариант политической системы Межрегиональные различия в покупательной способности рубля и процентная ставка Антимонопольная политика и банковский сектор: аргументы «за» Влияние IT-компаний на политику

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *