Появление транснациональных компаний в Европе

В период великих географических открытий и начавшегося передела мира в интересах западноевропейских государств появились компании иного типа, со значительно большими возможностями и в политике, и в торговле. В начале XVII в. (1602 г.) была создана нидерландская Ост-Индская компания, которая получила от государства право на монопольное ведение торговли с колониями, в частности беспошлинной транспортировки товара в метрополию; право на собственную армию и флот, на создание факторий и прибрежных крепостей; на судопроизводство и заключение международных торговых договоров от своего имени и пр. Действия Ост-Индской компании осуществлялись от лица Генеральных штатов провинций Нидерландов.

Аналогичные корпорации начали создаваться и в других странах. Английская Ост-Индская компания (1600 — 1878 гг.), так же как и нидерландская, занималась не только торговлей, но и политикой в колониях, т.е. имела право от имени государства объявлять войну, заключать мирные договоры, вершить суд, содержать вооруженные силы и т.д. С ее помощью была осуществлена колонизация Индии и других стран Азии. Государственные функции она частично утратила только в 1858 г., после восстания сипаев в Индии.

Континентальные европейские государства также пытались создать подобного рода компании. В 1751 г. в Пруссии было образовано торговое общество по британскому и нидерландскому образцу — «Прусская королевская азиатская компания в Эмдене для связи с Кантоном и Китаем», в которой принимали участие торговые предприятия из Эмдена, Вестфалии, Франции, Нидерландов и Пруссии. Она просуществовала сравнительно недолго, до 1765 г., поскольку Пруссия не могла обеспечить ее полноценное развитие и бесперебойную поставку товаров из Азии.

В России только в 1799 г., т.е. немного позже в отличие от других европейских государств, была создана Российско-Американская компания, просуществовавшая до 1881 г., экономические интересы которой были связаны с западным побережьем Северной Америки. Подобно зарубежным аналогам, российская компания обладала и чертами акционерного общества, и государственно-административными функциями. Компания имела свой военный флот и обеспечивала эмиссию собственных денег — марок из тюленьей кожи, номинированных в рублях. Однако экономические и политические перспективы компании были строго ограничены международными соглашениями России с США и Великобританией в 1824 и 1825 гг., не позволявшими России усилить свое влияние в североамериканском регионе.

Даже эти немногие примеры свидетельствуют о том, что исторически международные компании западноевропейских государств и США являлись инструментом не только экономической, но и геополитической экспансии европейских государств, обеспечивая их доминирование в мировой политике и экономике.

В результате европейские государства в той или иной степени контролировали: в 1800 г. — 35% политической карты мира, в 1878 г. — 67, в 1914 г. — 84%. В 1900 г. колониальные владения империалистических государств охватывали территорию площадью 73 млн. км2 (55% территории суши) с населением 530 млн. человек (35% населения мира). При этом для их удержания использовались незначительные военные силы. Так, принадлежащие Британской империи территории за пределами метрополии контролировали всего 200 тыс. ее солдат и матросов.

Источник: Лукьянович Н. Направленность и последствия политической деятельности транснациональных корпораций // Экономист, № 5, Май 2016, C. 3-13 Доля стран в мировой экономике (1750-1900 гг.) Таможенный союз: государственная регистрация и декларирование продукции Глобализация и интеграционные зоны Меркантилизм и бедность населения Структура взаимной торговли России со странами ЕАЭС в 2013-2016 гг. Проблемы развития ЕАЭС Издержки выхода на внешний рынок Издержки выхода на внешний рынок в значительной степени связаны с информационными и трансакционными издержками. Показатели платежного баланса США (2000-2016) Данные платежного баланса США за период с 2000 по 2016 г. показывают, что дефицит счета по текущим операциям в основном компенсировался профицитом счета движения капитала. Специфика бизнеса с компаниями из Китая Многочисленные исследования в области специфики рекламных коммуникаций в Китае подчеркивают значимость построения взаимоотношений компании с потребителем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *