НЭП как синтез плановой экономики и рыночного механизма

Современная капиталистическая экономика не может эффективно работать без государственного регулирования, стержнем которого является планирование. Как прямое регулирование экономики из единого центра, так и свободный рынок — это этапы, уже пройденные миром. Ныне формируется новый этап социально-экономического развития, отличающийся синтезом плановых и рыночных начал.

Такой этап начинался у нас в 1921 г. Тогда, о чем нередко забывают, был образован Госплан, создавалась система плановых органов. Переход к НЭПу — это, с одной стороны, становление рыночных отношений, а с другой — плановой системы. Эти два процесса не следует противопоставлять.

В 1921 — 1923 гг. в стране шел процесс формирования рыночного механизма, в котором взаимодействие плана и рынка обеспечивалось путем закрепления за центром стратегических задач и предоставления трестам, синдикатам самостоятельности в решении вопросов производства и реализации продукции. Однако уже в этот период осуществлялось плановое государственное регулирование. По сути, в годы НЭПа был сформирован механизм, обеспечивающий взаимодействие плана и рынка при государственном управлении экономикой. План рассматривался не как волевое решение и обязательная директива, а как ориентировка. НЭП развеял представление о рынке как о неподдающейся регулированию системе.

Запад, используя наш советский опыт, давно начал осуществлять плановое регулирование рынка. Так, в США был выдвинут план «контроля капитализма», предлагавший создание национального экономического бюро по регулированию экономики, план Чарльза Бирда, в основе которого — организация национального экономического совета и бюро стратегии и планирования.

С тех пор западноевропейские страны, США, Китай, Вьетнам и другие широко используют плановое регулирование своей экономики. Реформаторы же предали забвению уроки нэповского планирования. Образно говоря, стали Иванами, не помнящими родства.

Источник: Никитин С. Государственное регулирование экономики России в кризисных условиях // Экономист, № 4, Апрель 2016, C. 24-32 Государственной сектор и прибыль Рекапитализация банков государством: основные проблемы Проблема оценки государственной экономической политики Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации России Меры по развитию нефтяной отрасли России Необходимость в научной обоснованности экономической политики государства Задачи стратегии ​»Фарма-2020″ Почему нельзя запрещать производство ламп накаливания Критика государственной программы развития сельского хозяйства 2013-2020 гг.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *