Привилегированный рынок и ценообразование

Свободное (слабо регулируемое) ценообразование характерно для так называемых рынков для привилегированных потребителей. Подобные рынки существовали даже во времена, когда дворянство было привилегированным сословием, а большую часть населения составляли крестьянские семьи, которые вели полунатуральное хозяйство. В XX в. в развитых индустриальных странах, включая СССР, состоялся переход к рынкам для массовых потребителей. Рынки для привилегированных потребителей сохранялись в странах третьего мира.

Одной из характерных черт рынка для привилегированных потребителей является отсутствие или слабое развитие отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также индустриальных технологий в сельском хозяйстве. Вторая черта рынка для привилегированных потребителей -небольшие масштабы внутреннего рынка.

Еще одна черта «привилегированного рынка» — резкая дифференциация доходов между узким слоем «богатых» и преобладающей массой населения. Именно эта резкая дифференциация доходов и является основной причиной того, что не требовалось особого регулирования цен. Узкий слой «привилегированных потребителей» обращал внимание в первую очередь не на цену товара, а на его престижность и качество. Рынок для потребителей, не имеющих высоких доходов, функционировал, но в его централизованном регулировании не было большой потребности.

Главный недостаток рынка для привилегированных потребителей в том, что они имели и имеют возможность удовлетворять свои потребности за счет дорогого импорта. При этом на долю основной массы населения достается импорт низкокачественных и фальсифицированных товаров, а для страны в целом возрастают опасности, связанные с зависимостью от зарубежного капитала.

Индустриальные технологии позволяют организовать массовое производство товаров, поэтому на индустриальной стадии развития масштабы внутреннего рынка возрастают на порядки по сравнению с рынком для привилегированных особ. С социальной точки зрения массовое производство товаров и услуг «для всех и для каждого», а не только для привилегированного меньшинства, привело к появлению в развитых индустриальных странах феномена социального государства.

Источник: Амосов А. О переходе от монопольно-спекулятивного ценообразования к установлению цен, доступных для массовых потребителей // Экономист, № 4, Апрель 2016, C. 15-19 ​Совместно производимые продукты и их типы Низкие внутренние цены в СССР ​Ценообразование в индустриальном обществе Рыночное ценообразование в СССР Экологические товары и Парижское соглашение о климате Модель спроса на импорт инвестиционных товаров Низкие цены в СССР Забота об экологии и снижение вреда от предприятия Производство должно стремится к безотходности, а государство должно стимулировать этот процесс. Определение производственных запасов Производственные запасы — это средства производства, поступившие на склад предприятия-потребителя этих средств производства, но еще не вовлеченные в производственный процесс.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *