Могут ли муниципальные предприятия работать эффективно?

…Таким образом, сформировалась опасная и затратная модель использования бюджетных средств на муниципальном уровне. Предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, редко когда становились источником доходов казны. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны. Однако эти предприятия оказывали (и продолжают оказывать) сильное давление на расходную часть бюджетов, требуя непрерывных дотаций и субсидий. Учитывая, что, по нашему мнению, именно ревизия расходной части, призвана оздоровить бюджеты всех уровней, процесс приватизации собственности на местном уровне приобретает первостепенное значение. По аналогии с проводимой четверть века назад «малой» приватизацией, программу приватизации муниципальной и региональной собственности мы назвали «средней» приватизацией.

Существование предприятий в собственности муниципалитетов обосновывается тем, что они выполняют социальные функции и по этому «по определению» не представляют интереса для бизнесменов. На самом деле, эти предприятия стала формой перераспределения бюджетных доходов между местной бюрократией.

Такие предприятия, лишенные контроля со стороны рынка, буквально соревнуются между собой в величине получаемых убытков. Это сказочно выгодное дело, поскольку убытки таких предприятий полностью компенсируются из бюджета. Некоторые из муниципалитетов идут еще дальше и по итогам года выплачивают предприятиям еще и недополученную ими «плановую прибыль». Между тем, центральная идея «о принципиальной невозможности получить прибыль в приведенных отраслях деятельности», на которой покоятся муниципальные предприятия, – это миф, уловка, необходимая для формирования благоприятного «общественного мнения». На самом деле, эти предприятия вполне могли бы получить прибыль или, по крайней мере, уменьшить свои убытки, но совершенно не заинтересованы в этом. Еще одна победа «теории» – отказ от рынка как формы контроля над издержками фирмы всегда ведет к избыточным расходам и исчезновению мотивов к добросовестной деятельности.

Самое опасное состоит в том, что такие фирмы полностью утрачивают рыночную мотивацию (перестают «вестись прибылью») и уже органически неспособны эффективно использовать ограниченные общественные ресурсы.

Источник: Колмаков Е.А., Богатырева М.В. // Актуальные проблемы экономики России: теоретический и практический аспекты : материалы междунар. науч. конф., Иркутск, 22 марта 2016 г. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. – 246 с. Типология муниципальных образований Почему нельзя проводить приватизацию, оставив контроль предприятий за чиновниками Особенности феодальной собственности Факторы развития неформальных институтов Проблемы урожайности сельскохозяйственных культур в России: истощение почв Погектарное субсидирование сельскохозяйственного производства в России Способы восстановления российского рынка минеральных удобрений: субсидии и пошлины Необходимость государственного регулирования аграрного сектора страны Направления сельскохозяйственной политики ЕС

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *