Внедрение экотехнологий в производство: основные направления

Учитывая подтвержденное корейским опытом превращение экотехнологий в фактор конкурентоспособности предприятий на фоне возрастающей повсеместной необходимости предотвращения деградации природной среды в связи с проблемой изменения климата и исчерпания невозобновляемых источников ресурсов, для всех стран, осуществляющих модернизацию и структурную перестройку промышленности, безусловную значимость приобретают НИОКР в области промышленной экологии и внедрение в хозяйственную практику экотехнологий, по которым, исходя из проведенного анализа, представляется возможным определить следующие направления:

разработка эффективных и сжатых по срокам реализации схем верификации и продвижении на рынок инновационных технологий и продуктов на их основе, разработанных отечественными учеными и специалистами;

консолидация исследовательских проектов и разработок, осуществляемых различными НИИ-структурами отдельно друг от друга по смежным направлениям, в единую целевую программу поддержки междисциплинарных НИОКР;

выделение экотехнологий, а также прочих видов инновационных технологий с сопутствующим эффектом ресурсо- и природосбережения в отдельные целевые блоки национальной программы НИОКР с собственным бюджетом;

определение приоритетных и наиболее востребованных в условиях данной страны видов технологий в области промышленной экологии для последующего целевого финансирования их разработки и внедрения в хозяйственную практику в партнерстве государства отраслевых ассоциаций, а также соответствующих предприятий на паритетной основе;

составление регулярно обновляемого и пополняемого национального реестра инновационных изобретений по всем областям естественных и прикладных научных исследований и междисциплинарных НИОКР, а также технико-экономического обоснования их внедрения (совместно с министерствами экономического блока, отраслевыми объединениями), планов их внедрения с поквартальной разбивкой сроков исполнения мероприятий по закупкам, установке, пусконаладке и определением круга ответственных лиц по реализации соответствующих проектов;

проработка путей активизации роли государства как посредника между звеньями инновационной системы и повышения на этой основе привлекательности непрерывной модернизации и технического перевооружения производства для хозяйствующих субъектов. В качестве одного из вариантов предлагается осуществление государством безвозмездного финансирования проектов разработки НПО, НИИ, вузами новаторских инженерных решений, ноу-хау, продуктов по корпоративным заказам, тогда как со стороны хозяйствующих субъектов к оплате подлежали бы только изготовление тех или иных изделий, их транспортировка, установка и т.п.;

оценка возможностей организации с участием учреждений банковской системы, министерств экономического блока, целевых фондов, отраслевых объединений схем приобретения хозяйствующими субъектами инновационного оборудования, инвентаря, ноу-хау и продуктов, разработанных отечественными учеными и специалистами, без произведения оплаты за них в течение гарантийного срока;

установление в отношении крупных предприятий и отраслевых объединений обязательных требований по направлению определенной доли их годовой прибыли на финансирование НИОКР, осуществляемых в НИИ и вузах, по соответствующим направлениям, а также по внедрению по периодам в производство инновационных технических решений, закупок и использования продуктов, изготовленных на основе разработок отечественных ученых;

изучение возможностей организации сети исследовательско-экспериментальных центров экотехнологий.

Разработка перечисленных направлений несет в себе не только эффект ресурсо- и природосбережения, повышения уровня и качества жизни населения и окружающей среды, но и способствует интенсификации развития сферы науки и исследований, раскрытию и полноценному задействованию ее экспортного потенциала в вопросах оказания интеллектуальных услуг по разработке инженерных и конструкторских решений для производства.

Источник: Абдурасулова Дж. Экотехнологии — источник роста и конкурентных преимуществ: опыт Республики Корея // Экономист, № 2, Февраль 2016, C. 86-94 Функции лесных ресурсов Антимонопольная политика и экологические факторы Экологические проблемы Китая Зелёный императив в экономике Ограничения применения «зеленых» технологий Экотехнологии в Южной Корее: экономический эффект (2001-2020 гг.) Предпосылки наступления экологического кризиса Экосистемные услуги Примером экономической выгодности сохранения экосистем: водоснабжение Нью-Йорка

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *