​Проблема измерения в науке

Проблема измерения — одна из кардинальных теоретико-методологических и практических проблем науки. Требование измерения возникает по двум причинам. Во-первых, основное положение научной идеологии — это вера в то, что все измеримо, все может быть выражено в числах, переведено на язык математики. В результате научная идеология постоянно утверждает, что все (или, по крайней мере, все существенное) в природе может и должно быть измерено, выражено в числах и что совершением над ними математических операций можно предсказать все явления природы и общества. Во-вторых, с точки зрения рядового гражданина, наука должна быть точной, иначе это демагогия.

Требования точности и строгости носят общенаучный характер, обязательны для всех наук, хотя реализуются в каждой отдельной науке или родственных науках специфическим образом. Эти специфические различия определяются особенностями объектов исследования тех или иных наук. Но невозможность прямого измерения на современном этапе развития науки тех или иных объектов, особенно общественных процессов и отношений, — явление довольно распространенное. Однако причина, по которой изучаемый объект не поддается измерению, всегда одна — он физически не существует.

Измерение — это описание в новом языке, наделенное ясностью, точностью, универсальностью, которые традиционно признаются за языком математики. Основой понимания науки служит требование измеримости как главное требование, налагаемое на научную теорию с целью обеспечения ее объективности.

То, что измеряют, существует, и его знают в той мере, в какой измерение является точным. Чтобы научная теория могла считаться точной, ее обобщения, выводы, данные должны опираться на какие-то однородные элементы, с которыми можно было бы производить различные операции (комбинаторные, математические в том числе). Для этого изучаемый материал должен быть формализован. Соответственно, чтобы считать теорию научной, в ней следует использовать общепризнанные единицы измерения.

До тех пор пока мы не выберем некоторую «стандартную» норму, служащую некоторым ориентиром в научных исследованиях и подходах, нам не удастся оперировать адекватными величинами. История развития техники и технологий (методов) измерения раскрывает рост требований к качеству измерения. Точность измерения может использоваться в той мере, в какой она допускается природой материала. Как известно, в современной общественной науке все неточное должно быть заменено точным.

Источник: Тикин В. Экономика материальна, но не вещественна // Экономист, № 2, Февраль 2016, C. 54-65 Цель экономической теории: Фридман и «социальные инженеры» Что такое научная школа? Использование поведенческого подхода в теоретических экономических исследованиях Неопределенность категории экономики, как науки Проблема идентификации в экономике: пример с прибылью Необходимое и достаточное условие суждения Проблема определения денег и их сущности Прибыль как социальные издержки Проблемы применения математических методов для решения экономических задач

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *