Рынок деловой коррупции в России

Устойчивые коррупционные взаимоотношения между должностными лицами государственных органов и посредниками образуют специальные рынки коррупции. В соответствии с определением в литературе коррупционный рынок представляется системой взаимосвязей должностных лиц организаций, выступающих в роли продавцов, с третьими лицами, выступающими в роли покупателей; товаром является коррупционная услуга, предлагаемая продавцом путем принятия в рамках своей компетенции заведомо неоптимальных для организации решений, а ценой товара выступает вознаграждение покупателя за получение коррупционной услуги. Результатом продажи коррупционной услуги является дополнительное благо для должностного лица. Понятие «коррупционная услуга» и «государственная услуга» экономически отождествляются при условии, что посредник уплачивает вознаграждение чиновнику в виде коррупционной ренты.

Структурной частью коррупционного рынка является рынок деловой коррупции. На рынке деловой коррупции продавцами выступают должностные лица государственной организации, покупателями — представители организации частного сектора. Рынок деловой коррупции, в свою очередь, включает в себя законодательный, исполнительный и судебный рынки коррупции. Коррупционные взаимоотношения должностного лица и представителя посредника формируются на специальных рынках деловой коррупции, разделяемых по видам регулирования: нефинансовый контрольный, надзорный, фискальный, налоговый, лицензионный, таможенный, правоохранительный и др.

Природа возникновения специальных рынков деловой коррупции в органах исполнительной власти тесно взаимосвязана с понятием административных барьеров для частного сектора, которые возникают при прохождении административных процедур. В том случае, когда административные барьеры целесообразны и их сложность диктуется существом дела, рынок посредников имеет легитимную природу, покупатели обращаются к посредникам в целях экономии легитимных издержек. Если же административные барьеры избыточны или созданы искусственно должностными лицами государственных организаций, то покупатели пользуются услугами посредников для экономии как легитимных издержек, так и издержек противоправной деятельности.

Социологические исследования за 2013 г. подтверждают, что 67% предпринимателей решали возникающие вопросы с помощью взяток и оказания различных услуг должностным лицам. Исследования, проведенные в общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» выявили, что 49% предпринимателей считают, что коррупция на руку обеим сторонам — и чиновникам, и бизнесу, а 4% и вовсе полагают, что от коррупции выигрывает именно бизнес. Также отмечается, что около 40% предпринимателей не раз сами предлагали взятку чиновникам без всяких намеков и угроз с их стороны. Большинство предпринимателей обращают внимание на то, что зачастую коррупционные отношения порождаются сложностью правового регулирования. Предприниматели оказываются не осведомленными вовремя о законодательных нововведениях и узнают о новых правилах и требованиях уже в момент проведения у них проверок.

Проведенные нами обследования малых и средних предприятий Москвы методом интервьюирования руководителей организаций, которые сталкивались с проблемой прохождения административных процедур в области лицензирования, показали, что 12 из 15 респондентов использовали помощь посредников или нелегальных механизмов (подарок, денежное вознаграждение чиновника, личные знакомства). В свою очередь, из 6 опрошенных организаций, оказывающих посреднические услуги по получению лицензий, 5 используют в своей деятельности методы неофициального сотрудничества с должностными лицами государственной организации.

Таким образом, анализ подтверждает, что коррупционные отношения при взаимодействии участников трансакционной сделки возникают по причине существования административных барьеров. При этом бизнес приспособился к коррупционным отношениям при прохождении административных процедур: пользуются либо услугами посредников, либо самостоятельно налаживают неофициальные связи с чиновниками.

Источник: Ибрагимов О. К вопросу исследования коррупционной модели участия посреднических организаций в трансакционном секторе экономики // Экономист, № 2, Февраль 2016, C. 44-53 Институт посредников в России как следствие высоких административных барьеров Мероприятия по снижению коррупции в работе государственных служащих Трансакционный сектор экономики и трансакционная сделка

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *