Отношения преподавателей и студентов в России

Концепт дистанции власти, предложенный Г. Хофстеде, позволяет измерять степень асимметричности в отношениях между ученым и студентом.

Он определяет дистанцию власти как степень неравенства в распределении властных полномочий, которая приемлема для лиц, не обладающих властью в институтах и организациях конкретной страны.

Исследования Хофстеде показывают, что эта степень обусловлена спецификой управленческой культуры страны, а в рассматриваемом случае — институциональной среды науки. Дистанция власти между ученым и студентом предположительно выше в России, чем в Северной Америке. В последней не только ученый оценивает студента, но и студент — ученого (как преподавателя). 

Оценки, выставляемые студентами преподавателю по завершении курса, принимаются во внимание при рассмотрении его заявки на получение теньюр. Более того, ставится вопрос о праве студента на получение исчерпывающей информации об университете и читаемых его сотрудниками курсах еще до подачи документов на поступление и выбора конкретных курсов. Коулман видит в защите этого права средство исправления дисбалансов в отношениях между студентом и ученым. 

Для реализации права студента на информацию об образовании требуются независимые от администрации университета студенческие союзы. При всех преимуществах обратной связи во взаимоотношениях ученого и студента усиление зависимости первого от второго имеет и негативные последствия. Рост инфляции оценок — одно из них. Так, на основе эмпирических исследований была выявлена статистически значимая положительная прогностическая связь между ожидаемыми студентами оценками за курс и оценками за преподавание. 

В России практика выставления оценок преподавателям используется, но далека от институционализации, то есть превращения в неотъемлемый элемент функционирования образовательных учреждений. Как и в случае с независимыми профсоюзами ученых, независимые от администрации вуза студенческие ассоциации в России редкость. Это создает предпосылки для распространения коррупции в системе высшего образования (Osipian, 2010), но позволяет жестко пресекать попытки студента завысить свою оценку.

Источник: А. Н. Олейник. Научные трансакции в сравнительной перспективе / Вопросы экономики. 2018. No 9. С. 52—69. Профессиональное образование как фактор экономического роста Проблема копирования западной экономической мысли российскими учеными Научная деятельность вузов России в 90-х Научная деятельность российских вузов в начале 21 века Государственная поддержка научной деятельности вузов России в 2007-2017 гг. Современное состояние государственной поддержки научной деятельности в вузах России (2017 — …) Почему в СССР было хорошее экономическое образование? Что такое научная школа? Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *