Как измерить предпринимательскую активность

Предпринимательская активность отражает вовлеченность населения в создание новых видов бизнеса, а также в управление и развитие существующих компаний, поэтому ее можно рассматривать как основной индикатор развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Во многих работах зарубежных авторов под предпринимательской активностью понимается доля занятых, владеющих предприятиями. К сожалению, в российской статистике таких данных нет. Поэтому в нашей работе для оценки предпринимательской активности использовано отношение числа малых (включая микро) предприятий в регионе к численности экономически активного населения (ЭАН) в нем, что согласуется со статической концепцией предпринимательской активности. 

Мы считаем, что для выявления факторов развития предпринимательства и выработки рекомендаций по его поддержке статическая концепция, рассматривающая наличие предпринимателей на рынке в текущий момент, более адекватна, чем динамическая, которая рассматривает возникновение фирм (стартапов), в том числе из-за ограничений, связанных с качеством и доступностью статистических данных. Число средних предприятий не учитывается в используемой переменной, так как в большей степени свидетельствует о налаженных управленческих процессах и качественном менеджменте, чем об активности предпринимателей. Преимущество выбранного нами показателя в том, что он учитывает как условия регистрации фирмы, так и вовлеченность населения в предпринимательство. В некотором смысле это прокси-переменная для уровня «предпринимательского капитала» в регионе, в отличие от регистрационной или ранней предпринимательской активности, которая учитывает только факт регистрации или намерения. 

Хотя на этот показатель влияет такой фактор, как регистрация фирм-однодневок, мы считаем, что он адекватен целям нашего исследования. С одной стороны, фирмы-однодневки учтены только в региональном распределении микропредприятий, нанимающих небольшое число сотрудников, а региональное распределение малых фирм, на которых занято более 15 человек, можно считать не подверженным влиянию указанного явления. С другой стороны, коэффициент корреляции между числом микропредприятий, которые формируют распре — деление нашей зависимой переменной, и малыми фирмами в среднем за период с 2008 по 2015 г. составил 0,95 (в 2015 г. он был равен 0,99). Иными словами, даже если в выборке учтены фирмы-однодневки, то они регистрируются в регионах, где уже высокий уровень предпринимательской активности.

Источник: В. А. Баринова и др. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. 2018. No 6. С. 92—116 Преимущества малого бизнеса с точки зрения решения социально-экономических проблем Преимущества семейного бизнеса Элементы системы поддержки инновационного малого бизнеса Независимая информационная система, отслеживающая трансакции предпринимателей Малый бизнес в сельском хозяйстве в России Мировой опыт поддержки НИОКР малого бизнеса Планирование НИОКР малого бизнеса в Южной Корее Инновационная деятельность в российских вузах: результаты мониторинга 2016 г. Средний промышленный бизнес, как источник развития в новой российской экономике

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *