Повышение качества высшего образования в России: обратная связь со студентами

Система высшего образования – единственный общественный институт, обеспечивающий одновременное решение трёх важнейших социально-экономических задач.

Речь идёт о: а) подготовке наиболее квалифицированных кадров для экономики; б) функционировании «социальных лифтов», позволяющих талантливым и трудолюбивым людям добиться успеха вне зависимости от стартовых условий; в) формировании гуманистического мировоззрения у молодого поколения. 

Одновременное решение всех трех задач становится возможным благодаря системности, которая является основой высшего образования. Проблем и противоречий, оставшихся в российских вузах от советского прошлого и в еще бoльшей мере накопленных в современный период, достаточно много. Некоторые из них постепенно искореняются, о других – дискутируют, а третьи – практически не обсуждаются. К числу последних относится недостаточное внимание к мнению о способах модернизации высшего образования самих студентов. Об учёте мнения студентов по вопросам повышения качества высшего образования. Законом «Об образовании в РФ» устанавливается «особый статус педагогических работников в обществе». При этом традиционный школьный принцип «учитель всегда прав», который сам по себе дискуссионен, нередко превалирует и в университетской среде.

Как дипломатично отмечают коллеги из УрФУ им. Б. Н. Ельцина, «во многих университетах механизмы обратной связи со студентами недостаточно сформированы, выявлена нерегулярность практик проведения исследований».

Соответствует ли это мировой практике? Ориентация на мнение студентов – современный тренд развития европейского высшего образования. Так, во многих зарубежных странах студенты имеют статус партнёров с целью «их полного участия в процессе обеспечения качества обучения». Такие коренные изменения произошли под эгидой межгосударственной Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования, учрежденной в 2000 г. Четвёртый принцип достижения цели её функционирования определен недвусмысленно – «обеспечение качества учитывает потребности и ожидания студентов, всех других заинтересованных сторон и общества».

Можно ли учесть потребности и ожидания студентов без прямого диалога с ними? Вряд ли. Однако российских научных исследований в области повышения качества высшего образования, основанных на опросах самих обучающихся, крайне мало. При этом некоторые работы, несмотря на свои «масштабные» названия, вовсе не содержат статистических результатов анкетирования. Возникает вопрос, на чём основаны полученные исследователями выводы? Значительное распространение имеют работы типа «преподаватель глазами студентов», которые обычно раскрывают лишь вопросы формирования имиджа и другие «неглобальные» личностные аспекты обучения. 

Как видно, вопросам изучения и учёта мнения студентов в области повышения качества высшего образования в России уделяется недостаточное внимание. Отчасти это связано с не всегда высокой удовлетворенностью студентов и, как следствие, малоприятными пожеланиями, которые они могут анонимно озвучивать.

Источник: Юрий Эзрох ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УГОЛ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ // Общество и экономика, 2018, № 4. Количество иностранных студентов в странах мира Почему в СССР было хорошее экономическое образование? Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России Негативные последствия внедрения «болонской системы» в России Расходы государства на образование в России в 2002-2014 гг. Среднемесячная заработная плата в сфере образования (2005-2014 гг.) Профессиональное образование как фактор экономического роста Повышение уровня образования в России не привело к росту производительности труда Проблема копирования западной экономической мысли российскими учеными

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *