Переход Банка России к режиму таргетирования инфляции

Банк России завершил к 2015 г. переход к режиму таргетирования инфляции, что соответствует общемировому тренду смены режимов денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах: переходу от режима таргетирования денежного предложения к режиму управления валютным курсом и далее к инфляционному таргетированию.

Напомним, что под инфляционным таргетированием принято понимать режим, при котором ценовая стабильность признается главной целью монетарной политики.

В соответствии с опытом инфляционного таргетирования введение данного режима позволяет снизить уровень инфляции в развивающихся странах с высокой инфляцией (для развитых стран уровни инфляции в странах, таргетирующих инфляцию, и в странах с другими режимами монетарной политики не различаются ). Существуют также доказательства положительного влияния явных количественных целей по инфляции на стабилизацию инфляционных ожиданий; при этом убедительные свидетельства негативного влияния инфляционного таргетирования на темпы экономического роста и занятость отсутствуют.

Несмотря на широкое распространение режима инфляционного таргетирования в современных условиях, до сих пор продолжаются дискуссии относительно адекватности «чистого» инфляционного таргетирования в условиях финансовых кризисов и его применимости в разных странах. Так, в развитых странах в условиях значительных накопленных финансовых дисбалансов и высоких издержек финансовых кризисов резонно возникает вопрос о необходимости учитывать финансовые дисбалансы в целевой функции регулятора (так называемый «leaning against the wind»). В развивающихся и малых открытых экономиках, в значительной степени подверженных внешним шокам условий торговли и негативным шокам производительности, активно обсуждается вопрос о необходимости явно учитывать выпуск в целевой функции монетарных властей.

В России переход к режиму инфляционного таргетирования был плавным и растянулся на несколько лет. Необходимым условием такого перехода был постепенный отказ центрального банка от политики вмешательства в ценоообразование на валютном рынке, что происходило в 2009—2014 гг. Такой отказ во многом стимулирован неудачными попытками поддерживать фиксированный курс рубля в условиях масштабных внешних шоков 2008—2009 гг. Режим де-факто фиксированного курса перед кризисом 2008 г. стимулировал приток на российский рынок спекулятивных капиталов и выступил неявной страховкой от валютного риска для российских компаний, осуществляющих заимствования за рубежом. «Мягкая девальвация» конца 2008 — начала 2009 г., обусловленная беспокойством правительства относительно платежеспособности крупных компаний и банков по внешнему долгу, выявила обратную сторону политики управления валютным курсом: Банк России для защиты курса рубля от спекулятивных атак израсходовал около трети золотовалютных резервов (снижение за сентябрь 2008 — январь 2009 г. составило 195 млрд долл.). Несмотря на такую масштабную поддержку, в январе 2009 г. Банк России был вынужден отказаться от защиты курса рубля: он расширил интервал стоимости бивалютной корзины, изменив верхнюю и нижнюю границы до 41 и 26 руб. соответственно.

Расширение спектра инструментов рефинансирования банков (в том числе с целью антикризисной поддержки ликвидности) в тот же период привело к существенному и долговременному росту задолженности банков по операциям с центральным банком. Это обусловило повышение работоспособности процентного канала денежно-кредитной трансмиссии и одновременно стало важным способом антикризисной поддержки денежной эмиссии в условиях исчерпания внешнеэкономических источников притока денег в экономику.

Источник: Пестова А.А. Об оценке эффектов монетарной политики в России: роль пространства шоков и изменений режимов политики // Вопросы экономики. 2018. No 2. Критика денежно-кредитного регулирования, проводимого Банком России Критика российской банковской системы Критика политики процентной ставки Банка России Критика современной политики Банка России Монетарная политика Банка России в 2017 году Политика денежного смягчения в России: за и против Анализ работы Банка России в 2014-206 гг. Режим инфляционного таргетирования Популярность инфляционного таргетирования в последние десятилетия свидетельствует об его эффективности, по крайней мере в достижении низкой и устойчивой инфляции. Современная денежно-кредитная политика: изменения в работе центральных банков Рассмотрим ключевые изменения в работе центральных банков и денежно-кредитной политики, произошедшие за последние годы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *