Способы восстановления российского рынка минеральных удобрений: субсидии и пошлины

Для сохранения оставшихся сельскохозяйственных земель, роста урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства необходимо восстановить отечественный рынок минеральных удобрений, сделать их покупку доступной для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Имеются два основных варианта решения этой проблемы — путем директивного снижения цен на удобрения, что плохо согласуется с законами рыночного хозяйства, или путем целевого субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на покупку удобрений.

Второй вариант предпочтительнее, но требует существенного увеличения финансирования села из федерального бюджета.

Источником для создания фонда субсидирования покупки удобрений на внутреннем рынке может стать введение экспортных пошлин на вывозимые за рубеж удобрения и использование этих средств целевым назначением на субсидии отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Такой опыт в недавнем прошлом у нас был.

Экспортные пошлины на удобрения (для азотных и смешанных 8,5% и 5% для калийных удобрений) действовали менее года — с апреля 2008 г. по февраль 2009 г., когда были отменены из-за начавшегося мирового кризиса и резкого, в 3 — 4 раза, падения мировых цен на удобрения. Недолгий опыт их функционирования нельзя признать полностью успешным, так как параллельно с введением экспортных пошлин была коренным образом изменена система распределения федеральных субсидий по регионам и хозяйствам, в результате чего увеличенные за счет экспортных пошлин субсидии в большей своей части дошли до сельскохозяйственных товаропроизводителей только через 1,5 — 2 года, и не до всех, а преимущественно до богатых регионов и крепких хозяйств. При этом не без участия региональных властей значительная часть помощи досталась вообще не хозяйствам, а подставным фирмам-перекупщикам из числа приближенных к власти компаний. Но даже при всех недостатках и коротком сроке функционирования введение экспортных пошлин оказало существенное влияние на объемы применения удобрений в стране.

До введения экспортных пошлин внутренний рынок удобрений на протяжении 10 лет стагнировал на уровне 1,4 — 1,9 млн. т д.в. в год. Дополнительное субсидирование хозяйств за счет экспортных пошлин привело к росту применения удобрений до 2,4 млн. т д.в., или на 26% за один только год.

Такой рост произошел впервые за все постсоветские годы, но с отменой экспортных пошлин рост остановился, и уже пять лет применение удобрений стагнирует на том же уровне — 2,4 млн. т д.в.

Источник: Павлова Г. Импортозамещение надо начитанть с земли // Экономист, № 1, Январь 2016, C. 46-57 Проблемы урожайности сельскохозяйственных культур в России: истощение почв Погектарное субсидирование сельскохозяйственного производства в России Необходимость государственного регулирования аграрного сектора страны Направления сельскохозяйственной политики ЕС Состояние сельскохозяйственного производства в России Состояние комбикормовой промышленности в России ​Потребление электроэнергии в сельском хозяйстве как показатель его индустриализации Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России Типы общественного воспроизводства: количественый и качественный аспекты

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *