Создание общественных благ с точки зрения теории общественного выбора

Эффективность работы государства определяется тем, насколько эффективно оно производит общественные блага. Напомним, что под последними понимаются блага, которые обладают двумя свойствами: неконкурентность в потреблении и неисключаемость из потребления. Первое означает, что полезность блага для отдельного индивида не зависит от общего числа его потребителей (в разумных пределах, разумеется), второе – трудность ограничения доступа к благу.

До появления теории общественного выбора, главным объектом внимания экономистов, при изучении вопроса эффективности производства общественных благ, был его результат. То есть, как и при анализе производственной функции, главной задачей являлось нахождение оптимального сочетания затрат ресурсов и полученного блага. Исследователи искали методы стимулирования экономического роста, пути борьбы с инфляцией, безработицей, определяли необходимую степень вмешательства государства рыночные и социальные процессы и т.п. При этом, как само собой разумеющееся, подразумевалось, что государственные агенты заинтересованы действовать в интересах общества.

Положение дел напоминало ситуацию с предпосылкой неоклассиков об эффективности работы рыночного механизма, ставшей практически аксиомой.

Появление теории общественного выбора открыло для исследователей новое направление анализа: процесс создания общественных благ с точки зрения мотивации государственных агентов, населения и интересов малых групп.

Теория общественного выбора предполагает, что нет особой разницы в поведении субъектов в сфере рыночных отношений и в сфере создания общественных благ. И те и другие стремятся к максимизации личной выгоды и действуют рационально, принимая решения на основе сравнения предельного дохода и издержек. С этой позиции, производство общественных благ представляет собой процесс обмена аналогичный рыночному. Население «покупает» необходимые ему общественные блага, оплачивая их создание налогами. Государственные агенты создают предложение этих благ, извлекая из их «продажи» выгоду.

Источник: Тагаров Б.Ж. Асимметрия информации и производство общественных благ // Актуальные проблемы экономики России: теоретический и практический аспекты : материалы междунар. науч. конф., Иркутск, 22 марта 2016 г. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. – 246 с. Неконкурентность потребления, как признак общественного блага Кто страдает от проблемы безбилетника? Материальные и нематериальные общественные блага ​Фискальная иллюзия Фискальная иллюзия — результат асимметрии информации в общественных финансах, связанной с неведением потребителя (налогоплательщика, избирателя) о действительной цене расходов бюджета (цене производства общественных благ). Критика экономической теории Почему в СССР было хорошее экономическое образование? Что такое квалиметрия? Что такое менеджериализм? Неопределенность категории экономики, как науки

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *