Что такое мультипликатор доверия?

Чем он отличается от обычного мультипликатора расходов?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 thought on “Что такое мультипликатор доверия?

  1. Дж. Акерлоф и Р. Шиллер считают, что наряду с обычным кейнсианским мультипликатором, в экономике имеет место так называемый мультипликатор доверия. Разберемся что это такое.

    Вообще, под эффектом мультипликатора понимают порождение каким-либо видом расходов целой цепочки новых расходов и доходов. Например, рубль, потраченный из бюджета на повышение стипендии студенту, вызывает не только рост его дохода, но и рост дохода продавца, товар которого купит студент. Продавец, в свою очередь, заплатит этот рубль за рекламу своего магазина и т.д.

    Получается, что небольшие изменения в расходах могут иметь сильное влияние на экономику. Если не дать студенту этот первоначальный рубль, то и множество других субъектов не получит свой доход.

    Вернемся к доверию. Дж. Кейнс, критикуя концепцию рационального поведения, считал, что поведение людей во многом определяется «animal spirits» (чутьем, эмоциями и т.п.). Принятие решений о расходах и инвестициях основано на уровне доверия, которое, по мнению Дж. Кейнса, выходит за рамки рационального. Под доверием здесь можно понимать уверенность в будущем.

    Уровень доверия сам зависит от динамики расходов и доходов. Это и порождает своебразный мультипликационный эффект. Суть мультипликатора доверия в том, что изменения в доходах и расходах порождают изменения в доверии, которое, затем, порождает изменения в дальнейших доходах, что снова влияет на доверие.

    Например, падение доходов населения и рост безработицы, понижает доверие людей к будущему экономики страны и они начнут сокращать расходы. Сокращение расходов вызовет падение доходов у продавцов также понизит уже их уровень доверия. Это приведет к еще большему падению доходов и уровня доверия и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *