Люди не умеют учитывать инфляцию при финансовых расчетах: пример денежной иллюзии

Эксперимент Эльдара Шафира, Амоса Тверски и Питера Даймонда.

Люди не умеют учитывать инфляцию при финансовых расчетах: пример денежной иллюзии

Недавно экономисты и психологи начали более пристально рассматривать денежную иллюзию. В недавнем исследовании два психолога Эльдар Шафир из Принстона и Амос Тверски из Стэнфорда, а также экономист Питер Даймонд из Массачусетского технологического института провели опрос, чтобы выявить наличие и показатели денежной иллюзии. 

Среди многих вопросов, которые они задавали людям из различных групп (в международном аэропорту Нью-Арка, в Нью-Джерси на торговой ярмарке, группе студентов в Принстоне), рассмотрим следующий.

Допустим, Адам, Бен и Карл получили в наследство по 200 000 долл. И каждый сразу же купил дом. Предположим, что все они продали свои дома через год после покупки. Однако экономические условия в каждом случае были разными. 

  • Пока Адам был собственником дома, произошла дефляция на 25% — цены всех товаров и услуг упали примерно на 25%. Через год после того, как Адам купил этот дом, он его продал за 154 000 долл. (на 23% меньше, чем заплатил за него). 
  • Пока Бен был собственником дома, не было ни инфляции, ни дефляции — цены всех товаров и услуг в течение года не изменились сколько-нибудь значительно. Через год после покупки дом Бен продал его за 198 000 долл. (на 1% меньше, чем купил).
  • Пока Карл был собственником дома, произошла инфляция на 25% — цены всех товаров и услуг выросли примерно на 25%. Через год после покупки дома Карл продал его за 246 000 долл. (на 23% больше, чем заплатил). 

Пожалуйста, проранжируйте Адама, Бена и Карла в терминах «успешность трансакций с домами». Оцените как первого того, кому удалась наилучшая сделка, и как третьего того, кому удалась наихудшая. 

В номинальных величинах Карл совершил наилучшую сделку, за ним следует Бен и затем Адам. Но релевантным является то, как это выглядит в реальных величинах. Адам с 2% реального дохода, добился лучшей сделки, за ним Бен (потери 1%) и Карл (потери 2%).

Карла проранжировали первым 48% респондентов, Адама — третьим 53% респондентов. Эти ответы весьма многозначительны в связи с денежной иллюзией. Иными словами, люди (даже студенты Принстона) не умеют подстроиться под инфляцию.

Источник: Бланшар О. Макроэкономика. 2010.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *