Теория рыночных сигналов М. Спенса: в чем польза образования?

Майкл Спенс объяснил зачем работникам нужно высшее образование.

Теория рыночных сигналов М. Спенса: в чем польза образования?

Майкл Спенс, обладатель Нобелевской премии по экономике (2001 г.), разработал теорию рыночных сигналов, согласно которой люди учатся не ради знаний, а ради формального документа о получении образовании (например, диплом о высшем образовании).

Дело в том, что из-за асимметрии информации на рынке труда, образование соискателя является для работодателя более важным сигналом, чем его реальные знания и способности. Их уровень трудно выявить на стадии подбора персонала, поэтому работодатель не может объективно определить профессиональные качества соискателя и вынужден судить по ним по диплому. Ведь диплом, получаемый по окончании срока обучения, свидетельствует о наличии у соискателя определенного уровня способностей. С этой точки зрения оправдано включение в учебный план чисто теоретических дисциплин (например, философии или высшей математики), поскольку способность сдать экзамены по эти предметам говорит об умственных возможностях студента, то есть является неплохим сигналом о качестве.

Из теории Спенса следует, что различие в уровнях оплаты труда объясняется не столько реальной эффективностью работы сотрудника, сколько различием в образовании (также влияют другие сигналы: пол, возраст, национальность и пр.)

Асимметрия информации приводит в тому, что различия в стоимости обучения в ВУЗах определяются не качеством образовательных услуг, а уровнем его репутации в глазах работодателей. Кроме того, хорошим работникам приходится прилагать дополнительные усилия и тратить деньги для получения образования, даже если оно не скажется на повышении эффективности их труда.

Все это снижает общественную ценность образования, поскольку многие люди вынуждены его получать, не имея потребности в знаниях, которое оно дает.

Для размышления:

В системе высшего образования наблюдается асимметрия информации в пользу преподавателей как в отношениях с руководством ВУЗа, так и в отношениях со студентами (преподаватель гораздо больше знает о реальном качестве своей работы). Поэтому заработная плата преподавателя определяется его научной степенью (другой надежной информации о ценности сотрудника нет). В результате, усилия работника образовательного учреждения направлены не на повышение качества обучения студентов, а на получение научных степеней, как формального признака его квалификации.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *