Рекрутинг в России: период становления

Краткая история российского рекрутинга (рекрутмента) до 21 века.

Рекрутинг в России: период становления

Петр Первый и Витте

Первым рекрутинговой деятельностью занялся, как бы странно это ни звучало, Петр I. В связи с острой нехваткой квалифицированных специалистов в России провести масштабные административные и экономические реформы было довольно сложно. Петр I решил воспользоваться помощью зарубежных специалистов. В разные периоды в России одновременно служили от 300 до 1000 высококлассных инженеров, корабельных дел мастеров, финансистов и т.д.

Сергея Юльевича Витте (1849– 1915 г.) — управляющего юго-западной железной дорогой — можно назвать вторым HR-менеджером, ощутившим потребность в рекрутменте. Этот известный государственный деятель управлял коллективом из 30 тыс. человек. При нем железнодорожное хозяйство стало прибыльным делом и настоящей гордостью страны. Секрет такого успеха заключался в грамотном подборе персонала, сплоченности работников компании и их усердном отношении к работе. Возможно, С. Ю. Витте был первым из высших государственных чиновников, использовавших в своей деятельности рекрутмент: встречая в какой бы то ни было организации выдающегося по своим интеллектуальным и профессиональным качествам человека, он тут же «переманивал» его в свое ведомство.

Рекрутинг в 90-е

В том виде, в котором он существует сейчас, рекрутмент появился в России в 1989–1991 гг. в период открытия и постепенного расширения представительств иностранных компаний в СССР. Набирать персонал для иностранных компаний имело право только УДДК МИД (Управление делами дипломатического корпуса Министерства иностранных дел). Однако руководители иностранных компаний, не доверяя данной организации, стремились найти другие способы поиска квалифицированных сотрудников для своих представительств и совместных пред приятий. Удовлетворить этот спрос можно было при помощи всего нескольких существовавших тогда на территории России небольших агентств по подбору персонала. В основном это были представительства иностранных рекрутинговых организаций, услугами которых пользовались транснациональные компании в случае, если возникала потребность взять на работу, например, топменеджера.

С 1990 г. в России начали появляться отечественные кадровые агентства. «Пионерами» стали «Триза», «Московский кадровый центр» (на его базе впоследствии было создано агентство «Метрополис»), «Контакт» и др.

С 1993 г. на российский рынок рекрутинговых услуг выходят международные компании: Ward Howell International (1993 г.), Manpower (1994 г.), Commonwealth Resourses (1995 г.), Morgan Hunt (1995 г.). Они ввели новую для того времени услугу — executive search. Некоторые из этих компаний использовали в работе накопленный на Западе опыт и получали финансовую поддержку, а некоторые начинали свою деятельность «с нуля», постепенно приспосабливаясь к российским условиям.

На рынке отечественного рекрутмента появилась специализация: одни агентства стали заниматься поиском специалистов высшего звена, другие — среднего.

Проблемы иностранных компаний

Отечественные рекрутинговые компании начали активно осваивать и применять на практике наиболее эффективные технологии западного рекрутмента, адаптировать их к российским условиям, вырабатывать собственные методики, накапливать опыт. В этом было их преимущество над иностранными компаниями, которые с трудом развивали свой бизнес в России: руководители фирм не изъявляли желания брать на работу людей «со стороны», предпочитая им родственников и знакомых.

Другая трудность состояла в том, что иностранные рекрутеры привыкли к тщательному анализу информации о клиенте в ходе работы с ним, а российские компании чрезвычайно ограничены в этом отношении: любая информация, которая имеет хоть какую-то ценность, хранится в тайне.

При прямом поиске (head hunting) иностранные компании также сталкиваются с трудностями: проблемой сбора информации о так называемых source companies, т. е. о компаниях, из которых можно постоянно «переманивать» занимающих главные должности сотрудников. Это одна из причин, по которым на рынке executive search более успешными были отечественные компании.

Рынок рекрутинговых услуг разделился на два сектора:

  • сектор услуг для иностранных компаний;
  • сектор услуг для российских компаний.

Причина данного явления кроется в специфике российского, а также украинского рынков. В отличие от западного они с самого начала стали формироваться как самостоятельный вид бизнеса, а не сопутствующий управленческому и финансовому консультированию. Рынок услуг для российских компаний расширялся по мере развития российской экономики. Кризис 1998 г. только замедлил его рост. В то же время рынок услуг для иностранных компаний был подорван: многие из них либо существенно сократили свой персонал и приостановили свою деятельность, либо вовсе ушли с рынка.

По материалам статьи: Аблизова Т. Рынок рекрутинговых услуг: история, перспективы и многообразие // Менеджмент сегодня, №6, 2004 г.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *