Проблемы экономического образования в России

В статье перечислены основные причины низкого качества российского экономического образования.

Проблемы экономического образования в России

Если высшее образование в технических областях и естествознании в нашей стране находится на неплохом уровне (во многом благодаря советскому наследию), то с гуманитарным образованием ситуация гораздо хуже. Одной из наиболее проблемных зон является экономическое направление. Приведем основные причины этого:

  1. Считается, что выучиться на экономиста или менеджера гораздо проще, чем, например, на инженера (скорее всего так и есть). Дело в том, что техническое или медицинское образование требует точных знаний, а значит в ходе обучения тут же становится ясно: сможет ли учиться данный человек или нет (проще отсеять). Экономические и управленческие дисциплины не имеют подобной точности и поэтому выявить неспособных студентов гораздо сложнее. Сравните сложность контрольной по экономике с контрольной по математике.
  2. Простота учебы в экономических вузах, особенно на заочном отделении, привлекают в них мутный поток слабых абитуриентов, понимающих, что с их знанием математики и иностранных языков в «классических» вузах им делать нечего. Кроме того, «модные» экономические специальности пользуются спросом у людей, желающих найти себе «теплое местечко», что, как вы понимаете, качества абитуриентам не добавляет.
  3. На рынке труда начинающих управленцев, экономистов и офисных работников наблюдается очень сильная асимметрия информации. Действительно, качество потенциального программиста, инженера или врача проверить довольно просто, а вот менеджер является экспериментальным, а может даже и доверительным товаром. А поскольку его качество до приема на работу (да и после этого) оценить весьма проблемно, хорошо учиться особого смысла нет. Да и хорошо учить тоже. Ведь в данной ситуации престиж и репутация вуза зависит вовсе не от качества обучения.
  4. Хорошие преподаватели-практики (а именно такие люди необходимы для качественного обучения), ведущие такие дисциплины, как бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, маркетинг, рекламу и пр., уходят из вузов в частные компании. Предложить же конкурентную заработную плату система образования сейчас не в силах.
  5. Практически все программы курсов и учебники по экономическим дисциплинам в России построены по западным образцам, поскольку своей сильной научной школы еще не появилось. Поэтому, еще одной проблемой является адаптация западной экономической мысли к российским реалиям.
  6. Учебные и научные работы по экономическим дисциплинам гораздо проще скопировать или купить (в Интернет полно сайтов, предлагающих подобные услуги), чем по техническим или естественным. Поэтому, качество курсовых работ и дипломов, а, что самое главное, знакомство с ними самих «авторов», оставляет желать лучшего.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *