Сетевой эффект и его следствия

Под сетевым эффектом понимается ситуация, когда каждый дополнительный потребитель блага увеличивает его полезность для остальных потребителей (сотовый телефон, сеть Интернет, Facebook).

Сетевой эффект и его следствия

Подобные блага называются сетевыми. Источником сетевого эффекта является рост числа возможных взаимодействий между пользователями блага.

Следствия сетевого эффекта:

  1. Трудность перехода на другое сетевое благо, связанная с так называемыми сетевыми ловушками. Например, переход с Windows на Linux потребует от пользователя следующих затрат: переобучение, конвертация данных, потеря взаимосвязи с другими пользователями Windows и т.д.
  2. Из первого пункта вытекает, что переход на новый более эффективный стандарт взаимодействия не выгоден отдельному пользователю, что может мешает внедрению новых технологий.
  3. Рынок сетевых благ, как правило является монопольным или стремится к этому. Дело в том, что максимальный сетевой эффект будет достигнут при полном охвате всех потребителей одним сетевым стандартом (например, 1С-бухгалтерия, стандарты USB, GSM, TCP/IP, английский язык и пр.). Данное явление называется «эффектом вытесняющего стандарта».
  4. Монополистом на рынке сетевых благ может стать не самый лучший стандарт. Главное быть первым и набрать критическую массу. Опоздавшие не смогут переманить пользователей из-за сетевого эффекта (кому нужна социальная сеть, где нет пользователей).
  5. Потребители сетевого блага получают полезность не только от взаимодействия друг с другом, но и от удешевления использования сопутствующих благ (например, переход на единый стандарт USB позволил за счет эффекта экономии на масштабе удешевить производство USB-устройств).
  6. До набора критической массы пользователей нужно завлекать в сеть. Затем они будут сами стремиться попасть в нее. Поэтому, все сетевые блага требуют больших первоначальных вложений в привлечение потребителей.
  7. Одно сетевое благо может порождать сетевые эффекты на связанных рынках. Например, операционная система может стать платформой для множества разработчиков прикладных программ.
  8. Сетевые блага, как правило, имеют информационный характер, поэтому подключение каждого нового пользователя почти не сопровождается дополнительными издержками. Это означает, что с ростом числа пользователей цена сетевого блага будет резко снижаться (особенно ярко это следствие проявляется на рынке программного обеспечения) и, в какой-то момент, может достигнуть нуля (бесплатные сим-карты). 
  9. Продавцы сетевых благ зарабатывают не столько на их продаже, сколько на действиях пользователя внутри сети. Поэтому, за пользование сетевым благом могут даже и приплатить (банковские карты с кэшбэком).
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *