Как решить проблему безбилетника с помощью страхования

Отрывок из статьи: Юданов А., Пыркина О., Беккер Е. О границах неразрешимости «проблемы безбилетника» // Вопросы экономики, № 11, Ноябрь 2016, C. 57-75.

Как решить проблему безбилетника с помощью страхования

Вспомним, как утонул арендованный за копейки ветхий теплоход «Булгария» или как из-за дешевой пожароопасной отделки превратился в газовую камеру клуб «Хромая лошадь». Их владельцы уклонились от расходов на поддержание безопасности. Далее в качестве «зайцев» они правдами или неправдами получили доступ к общественному благу («цивилизованный рынок»), гарантирующему помимо прочего безопасность получения услуг клиентом.

Поскольку теплоход, клуб и тысячи других опасных объектов, на которых пока ничего не произошло, считались обществом «цивилизованными», их активно посещали клиенты, принося «зайцам» доход. Более того, косвенно рынок даже поощрял «безбилетничество». Ведь не неся обязательных издержек, «зайцы» могли устанавливать цены ниже, чем у добросовестных предпринимателей. Государство в лице своих халатных (возможно, коррумпированных) служащих вплоть до катастрофы смотрело на все сквозь пальцы. Налицо классический провал рынка и государства по сценарию безбилетника.

Что изменится, если для допуска на рынок «заяц» будет вынужден страховать свое имущество? Речь идет об институте обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей, принятом во многих странах. Когда происходит катастрофа, страховой фирме приходится платить потерпевшим страховку. В силу этого собственный корыстный интерес заставляет страховщика предельно энергично выявлять «зайцев». И какую бы стратегию ни избрал страховщик — вообще отказаться страховать опасные объекты или поднять плату за риск, — необходимость пройти сквозь сито придирчивого контроля ограничит «безбилетничество». Отпор «зайцу» даст не социум в целом и не государство, а конкретная группа рыночных агентов, которым он непосредственно вредит.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *