Цели участников образовательного процесса и его качество

Проблема оппортунистического поведения в условиях асимметрии информации.

Цели участников образовательного процесса и его качество

Формальной целью учебного заведения является предоставление качественных образовательных услуг. Но, в реальности, каждый из людей, связанный с организацией, преследует свои личные цели. Студенты стремятся получить диплом, приложив минимум усилий, преподаватели хотят получать заработную плату и премии (не напрягаясь), руководству учебного заведения важно отчитаться перед учредителями (например, перед министерством), показав хорошие формальные показатели и т.д. Если всего это можно добиться только действительно хорошо работая, то эгоизм работников не наносит ущерб процессу.

К сожалению, знания в головах учеников, как формально главный результат образовательных услуг, подавляющему большинству участников образовательного процесса не нужны. Причиной этого (помимо «рационального поведения экономических агентов») является сильнейшая асимметрия информации в системе образования, которая позволяет людям действовать в ущерб своим формальным целям и целям организации. К примеру, зачем готовиться к лекции, если студенты, а тем более руководство, все равно не смогут оценить ее реальное качество. Конкурсы для педагогов могут выявить лучших преподавателей и учителей, но как заставить их хорошо работать? 

С точки зрения мотивации, мир педагога не отличается от мира коммерческого работника, и не в коем случае не надо думать, что все учителя хотят хорошо учить детей. Зачем прилагать лишние усилия, не влияющие на зарплату. Конкурсы для детей, викторины для детей и прочие мероприятия проводятся не для них, а для руководителей образовательных учреждений и родителей, чтобы показать, что работа ведется. Олимпиады для детей помогают найти юные таланты, но не стоит надеяться, что их организаторы реально пекутся об их судьбе.

Как-то раз, читая лекции в одном из учебных заведений, я обнаружил, что невозможно открыть окна и проветрить аудиторию (а дышать было уже нечем), так как все ручки у окон были выдернуты. Когда я попросил у охранников решить проблему, мне сказали, что все ручки уже разобраны. Оказалось, что оконных ручек на все заведение всего несколько штук и преподаватели берут их собой на лекцию, а затем сдают обратно.

Так что и у охранников свое понимание учебного процесса: неважно, что духота не дает нормально учиться; зато не надо ходить и закрывать окна в аудиториях.

Вышесказанное хорошо демонстрирует сцена из фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1973). Нестор Петрович приходит в первый раз в школу и уборщица Глаша принимает его за двоечника.

…Двойку что ли пришел исправлять? Так вам и надо. Я бы вам только двойки и ставила. Придут, натопчут. Нет чтобы школу запереть. Так бы и стояла чистая…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *