​Мораль и экономика: эксперимент профессора Армина Фалька

Армин Фальк показал, как люди принимают аморальные решения, когда те приносят им выгоду.

​Мораль и экономика: эксперимент профессора Армина Фалька

Профессор Боннского университета Армин Фальк (Лауреат премии Госсена (2008) и медали Йонссона (2011)) в 2012 году провел интересный (хотя и жестокий) эксперимент, который был призван объяснить, почему люди игнорируют мораль при принятии экономических решений.

В огромном зале на большом экране для почти тысячи человек было показано жуткое видео. В нем было показана мучительная смерть лабораторной мыши от газа (мышь умирала около десяти минут).

После просмотра видео участникам эксперимента было объявлено, что каждый из них решает судьбу мыши, которая за ним закреплялась. Тот, кто выбирает смерть своей мыши, «зарабатывает» 10 евро. Тот, кто оставляет свою мышь в живых, не получает ничего. Причем, участники знали, что мышей умертвят по настоящему (у лаборатории был большой избыток мышей).

В результате, 40% участников выбрали смерть мыши.

Затем эксперимент усложнили. Участников разбили на две группы. Первой половине группы выдали по 20 евро. Второй половине дали мышей. Условия «игры» были следующими.

Участники, которым дали деньги, должны были купить мышей их владельцев. Если сделка не заключалась, мышь не убивали, а деньги никто не получал. Если же владелец мыши соглашался ее продать, то покупатель получал сумму, которая оставалась у него после покупки мыши, а продавец, соответственно, сумму, которую он получил а мышь. Мышь в этом случае умершвлялась с помощью газа.

От сделки отказались лишь 20% участников эксперимента. При этом, некоторые продавцы продали своих мышей меньше чем за 5 евро.

Фальк, изучив результаты эксперимента, сделал следующие выводы: столь высокая «смертность» мышей объясняется не столько преобладанием денег над моралью, сколько тем, что участникам эксперимента не нужно было самим убивать мышь, а также тем (во второй части эксперимента), что ответственность за смерть мыши распределялась между «покупателем» и «продавцом». Кроме того, люди видели, что другие участники «убивают» мышей и это служило им примером.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *