Что такое «монополия»? (сложности определения)

Почему «монополия» является субъективным понятием, которое имеет смысл только в конкретной ситуации.

Что такое "монополия"? (сложности определения)

Как правило, в учебниках по экономической теории монополией называется ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец (он же монополист). Данное определение кажется простым и понятным, и, на первый взгляд, дает возможность определить относится ли та или иная фирма к монополии или нет.

На самом деле, понятие «монополия» является довольно расплывчатым. Часто, в качестве примеров монополии приводятся такие предприятия, предоставляющие бытовой газ, воду, энергию (так называемые естественные монополии) и пр. Действительно, купит газ, кроме как у газовой компании, которая владеет газопроводом нельзя. Но ведь всегда можно вместо газовой плиты купить электрическую. Если у вас дорогая вода, можно переехать в частный дом. Или просто меньше тратить воды, купив, например, посудомойку и стиральную машину. А энергосберегающая лампочка является ни чем иным, как заменителем электроэнергии.

С другой стороны, представьте ситуацию, что вам срочно нужно заправить автомобиль, а поблизости только одна заправочная станция, о который вы знаете. Для вас она будет абсолютной монополией.

А ночной ларек? Для одних людей это монополист, а другие могут отложить покупки на утро, если, например, цены в этом ларьке повысятся.

Является ли маршрутка монополистом? Для того, кто опаздывает на работу и не имеет в кармане денег на такси — да. Другие могут подождать трамвай или, в случае переполненности маршрутки, отложить поездку на будущее.

Можно также привести пример с продавцом фольги. Одна компания, производящая фольгу, попала в поле зрения антимонопольной службы, поскольку была единственным продавцом данного товара. Но, на суде она смогла доказать, что правильно рассматривать фольгу как упаковку, а на рынке упаковки конкуренция весьма сильная и антимонопольной службе там делать нечего.

Получается, что нельзя однозначно сказать, является ли фирма монополистом или нет. Монополия не связана с какими то конкретными отраслями и количеством игроков, например, в городе. Монополизм проявляется в конкретных ситуациях с конкретными людьми и зависит от таких факторов, как наличие времени для принятия решения, информации, товаров-заменителей, уровня конкретизации товара и пр.

Заметим, что Пол Хейне, автор популярной книги «Экономический образ мышления», считал, что конкуренция есть везде и, вместо «монополии» правильней назвать подобные фирмы «ценоискателями» (фирмы, которые мы называем монополиями, имеют возможность сами устанавливать цены, в отличие от «ценополучателей», которые вынуждены следовать за равновесной ценой).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *