​Клубные блага: свойства, особенности и примеры

Чем клубное благо отличается от общественного и какими важными особенностями обладает его производство.

​Клубные блага: свойства, особенности и примеры

К клубным благам можно отнести товары и услуги обладающие двумя свойствами: неконкурентность в потреблении (в определенных пределах) и исключаемость из потребления.

Дополнительный потребитель клубного блага, как и общественного, не уменьшает его полезность для остальных потребителей. Но, в отличии от общественного блага, его легко исключить из числа пользователей при не выполнении им требуемых условий.

Из свойств клубного блага вытекают его важные особенности:

1.Во-первых, при создании и потреблении клубного блага отсутствует «проблема безбилетника», поскольку неплательщиков можно определить и устранить их числа потребителей. Поэтому, клубное благо рынок может создать в достаточном количестве без вмешательства государства.

2.Во-вторых, клубное благо имеет нематериальный характер, поскольку любой материальный товар не обладает свойством неконкурентности в потреблении (дополнительный пользователь уменьшит количество товара для других).

3.В-третьих, предельные издержки производства клубного блага близки к нулю, а первоначальные и постоянные затраты на его создание, как правило, весьма велики. Другими словами, производство клубных благ связано с сильным эффектом экономии на масштабе. В результате, клубное благо может появиться только при некотором минимальном количестве его пользователей, и, что важно, его цена будет снижаться с ростом числа пользователей.

Примеры клубных благ: кабельное телевидение, сотовая связь, автобус, платная автомобильная дорога, online-кинотеатр и т.п.

Кстати, продукцию практически всех естественных монополий можно отнести к клубным благам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *