Проблемы производства общественных благ на примере кафедрального кулера для воды

Почему наша кафедра не стала им пользоваться.

Проблемы производства общественных благ на примере кафедрального кулера для воды

Однажды, нашей кафедре подарили недорогой кулер для воды. Первая бутыль воды кончилась через неделю. Потом кулер убрали в нашу «кладовку» где он благополучно пылиться уже несколько лет.

Почему же кафедра не продолжила пользоваться кулером? Ведь устройство очень удобное, а его обслуживание стоит недорого. С точки зрения экономиста можно выделить две главных причины этого:

1.Проблема безбилетника. Оптимальным вариантом финансирования кулера было бы внесение платы за него преподавателями пропорционально индивидуальному потреблению воды. Но, поскольку невозможно точно определить сколько выпивает воды каждый из преподавателей (за всеми не уследишь), трудно назначить справедливую оплату за пользование кулером для членов кафедры. Все дело в том, что, зная о невозможности контроля за количеством выпитой воды, каждый преподаватель будет иметь мотив «на словах» занижать свою потребность в ней, чтобы платить меньше.

2.Высокие издержки переговоров (трансакционные издержки). Очень трудно договориться о том, сколько должен внести в «фонд» кулера каждый из членов кафедры (нас 15 человек). Допустим, кто-то предлагает скидываться поровну (по 50 рублей в месяц). Встает преподаватель А и говорит: «я пью чай в столовой и кулер мне ваш не нужен, поэтому, скидываться я не буду». Преподаватель Б сообщает, что, поскольку занятий у него меньше чем у преподавателя В, то и воды ему нужно меньше, поэтому он даст только 30 рублей. Преподаватель В считает, что это несправедливо, ведь из-за этого другим придется скидываться больше. Все начинают спорить и, в результате, «фонд» кулера не получает нужного объема финансирования (конечно, если для кого-то ценность кулера очень высока, то он может сказать: «хватит спорить, я куплю кулер за свой счет», но такие люди находятся крайне редко).

Получается, что, хотя суммарные издержки кафедры на утоление жажды без кулера выше стоимости его обслуживания, члены кафедры, из-за вышеуказанных проблем (и для «укрепления мира» в коллективе), убирают его с глаз долой и «добывают» воду каждый свои путем.

Решение здесь может быть только одно. Заведующий кафедрой, пользуясь своей властью, должен ввести единый «налог» на кулер. Конечно, это несправедливо по отношению к тем преподавателям, которые пользуются кулером реже остальных, но зато кулер будет функционировать.

Кстати, подобное решение проблемы может породить новую проблему — чрезмерное потребление воды из кулера. Ведь «налог» относится к необратимым затратам, а значит, с точки зрения соотношения предельных затрат и выгод, вода для членов кафедры будет дармовым благом. Чрезмерное потребление может привести к росту издержек на обслуживание кулера, а значит — придется повысить «налог». Снижать же потребление воды для того, чтобы налог не был повышен, никто не будет из-за все той же «проблемы безбилетника».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *